“Чуть свет – и я у ваших ног”, – сказал один знакомый шутливо.
“Откуда цитата?” – спросили его.
“Разве это цитата?!” – удивился он.
Действительно, многие фразы из комедии Грибоедова вошли в нашу жизнь естественными оборотами настолько, что мы уже воспринимаем их как народные. Такова сила искусства.
Именно так начинается седьмое явление первого действия в комедии “Горе от ума”. “Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног” – Чацкий целует руку Софье, рассказывает, как торопился, сетует на ее холодность.
Чацкий утверждает, что Софья “расцвела прелестно”, иронизирует над общими знакомыми.
“Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщем пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!”
В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно “Горю от ума”, в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку “собственных богатств” – и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу Торя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен.
С юных лет, вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени – борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. В беседе с Софьей Чацкий успевает порассуждать о воспитании в московских домах вспомнить их учителя, который внушал, “что нам без немцев нет спасенья”; поиронизировать над обычаем смешивать в разговоре французский и русский спросить о Молчалине: “Еще ли не сломил безмолвия печати?.. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. После этого бурного словоизвержения Чацкого Софья тихо замечает: “Не человек, змея!”
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории.
Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи – с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой автор вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”. Отсюда необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в “Горе от ума” множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение.
Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как на передовые круги русского общества, так и на лагерь реакционеров.
После того как Чацкий на упрек Софьи по поводу его злословия оправдается и объяснится в любви: “Ум с сердцем не в ладу… Велите ж мне в огонь: пойду как на обед”, а Софья, в свою очередь, сыронизирует: “Да, хорошо – сгорите, если ж нет?”, их разговор будет прерван Фамусовым. В дальнейшем возникает целая галерея человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.
Приезд Чацкого в дом Фамусова