Прекрасная Дама в лирике Александра Блока

Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, – “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца.

Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.

Действие разворачивается на фоне пейзажей русской

природы средней полосы.

Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”.

В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием “отряхнуть” “тяжкий сон житейского сознанья”. Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире.

Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.

В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:

“Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя”.

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии, которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”.

И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок.

Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые.

Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.

Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” – существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой – слуга; порою – милый;

И вечно – раб.

Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.

Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:

“На белом холодном снегу

Он сердце свое убил.

А думал, что с ней в лугу

Средь белых лилий ходил”.

Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.

Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Прекрасная Дама в лирике Александра Блока