В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни рвущаяся к любви Настя, ни мечтающий о честном труде Клещ, ни жаждущий правильной жизни Пепел, ни Барон не смогут.
Реальная правда этих людей – безысходность. “Работы нет… силы нет… Вот –
Издыхать надо… Вот правда!”
В страшном мире ночлежки красиво, торжественно, но декларативно и отвлеченно звучат слова Сатина о человеке. Это не реальная правда, а то, чем должен быть человек. Это его неосуществленные потенции. “Человек – вот правда!
Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга. Человек!
Это великолепно. Это звучит гордо!” Слова Сатина резко контрастируют с действительным положением человека. Сатин выступает как резонер, выражающий авторскую мысль.
Еще одну правду о человеке несет Лука. Горький именно в его образ заложил основную проблему пьесы:
“Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?” Это философский вопрос, ответить на который однозначно не просто.
Лука утешает всех, говорит каждому то, о чем мечтает, что хочет услышать человек. Это дает надежду, на какое-то время окрыляет. Хотя Горький подчеркивал, что ложь во спасение – зло, но судил он с точки зрения пролетарской целесообразности. Зло – потому что сеет иллюзии, ослабляет человека, не поднимает его на борьбу.
Но объективно образ Луки оказывается носителем гуманистической идеи. Ведь то, что произошло в ночлежке после ухода Луки, произошло бы неминуемо и без Луки. К этому вели закономерность и логика жизни.
Но хотя бы перед смертью люди благодаря Луке почувствовали, что есть надежда – не для них, так для других, таких же.
Пьеса “На дне” хотя и заканчивается трагически, но сознание обитателей ночлежки пробуждено – и это главный итог появления Луки.
Правда о человеке в пьесе “На дне” М. Горького