Постмодернизм (лат. pоst – после, франц. moderne – современный) – художественное направление последней трети XX – начала ХХІ ст., суть которого заключается в размытии границы между высоким искусством и китчем, в переоценке традиций авангардизма и модернизма, в признании прогресса лишь как неопровержимой иллюзии, предоставлении особого значения имманентной текстовой структуре, текстовое в тексте. Постмодернизм как художественное направление является феноменом эпохи постмодерна, которая началась с завершения модерна. Ее умонастроения
Труды самых влиятельных философов Постмодерна – М. П. Фуко и Ж. Деррида развенчивают претензии западной цивилизации на монополию разума. Мероприятие неоправданно объявил себя генератором разума, определяет, что умное, а что неразумно. Вот почему другие цивилизации вынуждены принимать его ценности. Постмодернисты считают эту логику ошибочной, поскольку в ее основе не рациональность, а неумеренное разрастание лишь одного проявления – рационализма. Духовные коллизии постмодерна связанны с осознанием тупикового рационализма и поисками выхода из них.
Американский литературовед И. Хассан выделяет одиннадцать специфических признаков, присущих постмодернизму: “фрагментарность”, “ироничность”, “деструкция”, “карнавализация”, “гибридизация”, “неопределенность”, “исчезновение авторского Я”, “свободное сочетание жанров и стилей”, “отсутствие самоуглубленности”, “принцип творческой игры с читателем”. Американский ученый Л. Фидлер добавил еще один признак, по его мнению – самую главную: “органическое родство Постмодернизма с поп-культурой”.
Современный немецкий философ А. Хелен Характеризует постмодернизм как синкретическую путаницу всех стилей и возможностей.
Несмотря на все разнообразие научных подходов, неоспоримым является утверждение, что это художественное явление возникло как реакция на модернизм, что использовался в конце XIX – начале XX века. Этот новейший этап в развитии искусства назвали “постмодернистским”, то есть таким, что возник “после” литературного модернизма.
Основное для постмодернизма не “что” и не “о чем” идет речь в произведении, а “как” оно “конструируется”. Специфическими его свойствами являются, прежде всего, переоценка сферы искусства и осознание исчерпаемости изобразительно-выразительных средств и художественных форм модернизма. Характерный для предыдущих культурных традиций (романтизма, символизма, модернизма) культ искусства и творца меняется на банальность, стереотипность творческого акта. В постмодернизме художественное пространство является мозаикой цитат, обращением к чужому слову, введением в текст взятых из разных литературных произведений реминисценций, игры и пародии на мотивы классической литературы. Пользуясь таким методом, постмодернисты пытаются возродить сюжет и по-новому заинтересовать читателя возрождением жанра романа. Постмодернизм стремится создать новые возможности в развитии романной структуры и формировании универсальной, синтезированной художественного языка.
Современные зарубежные писатели, в творчестве которых заметны признаки Постмодернистского стиля, склонны к пересмотру традиционной идеи художника как автора произведения; предпочитают тенденции к исчезновению авторской функции. Творчество В. Эко, Х. Л. Борхеса, Айрис Мердок, П. Зюскинда, Л. Рубинштейна и многих других представляет классику постмодернизма.
Словесная наводнение (“поток сознания”) в произведениях предтечи американского постмодернизма Г. Миллера, французских “антироманистов” А. Роб-Грийе, Натали Саррот, Н. Бютора и других весьма искусных в речи авторов, которые словно выносят себя за рамки текста, как бы “отстраняются” от изображаемого, – стилевые Признаки постмодернизма.
Пьеса английского драматурга Тома Стоппарда “Рок-н-ролл”, бестселлер В. Пелевина “Священная книга оборотня” радикально меняют традиционные представления о жанровые формы, стили и преемственные связи с искусством прошлых эпох.
Постмодернизм завоевывает свое право на существование в борьбе с реализмом, искусство которого более открытое и свободное для вхождения в его поэтику новейших синкретичных жанрово-стилистических модификаций. В конце ХХ века, колумбийский писатель Г. Г. Маркес, будучи далеким от традиционного реализма, назвал современный реализм “гарантией правдивости”. В литературоведении художественный метод Маркеса и других латиноамериканских писателей. “Новый роман”, “антироман” , как называют это течение в модернистской прозе 50-60-х годов ХХ века, видоизменяет привычную форму классического романа, впитывая при этом основные его особенности.
Постмодернизм