В голодные 1891, 1893 и 1898 годы писатель открывал бесплатные столовые, помогал голодающим, писал статьи о голоде, охватившие центральные губернии России, где упрекал власти в бездействии, равнодушии к судьбе голодающих. После выхода в печати романа “Воскресение” и ряд публицистических статей, критиковавших государство и церковь, Толстой был отлучен от церкви в 1901 году. В этом же году переболев тяжелой болезнью, писатель приезжает в Крым, где знакомится с А. Чеховым и М. Горьким.
Несмотря на мучительное переживание ненужности искусства,
Писатель не принял революцию 1905-1907 годов, но выступил с протестом против массовых смертных казней, последовавших за ней, написав статью “Не могу молчать” (1908)
В последние годы жизни в отношениях с женой наступил тяжелейший кризис: она, заботясь о будущем детей, опасаясь непредвиденных поступков мужа, внимательно наблюдает за каждым его шагом. Толстой вынужден начать новый дневник, который вел тайно ото всех и прятал. Стараясь подвести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями, писатель в ночь на 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Вместе с дочерью Александрой и доктором Душаном Маковицким он собирался переехать в южные губернии и жить вместе с крестьянами. По дороге Толстой заболел и скончался от воспаления легких 7 (20) ноября на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Перед смертью он простил жену, а последними словами писателя были: “Истина… Я люблю много… как они…” Толстого похоронили в Ясной Поляне, в том месте, где, по семейному преданию, была спрятана “зеленая палочка”, которую писатель искал всю жизнь, чтобы сделать человечество счастливым.
О смерти великого классика писали абсолютно все: газеты всего мира поместили на первых страницах пространные некрологи, каждый из современников или знакомых счел нужным высказаться умершим. В. Чертков говорил о кончине своего друга: “Лев Николаевич умер без чувствительных фраз на устах и приподнятой сентиментальности, без красных жестов и громких слов умер, ушел как жил, искренно – просто и правдиво”.
Значение творчества Толстого для русской и мировой культуры необычайно велико. Это не только писатель, но и философ, создавший оригинальную концепцию мировосприятия и попытавшийся воплотить ее в жизнь. Его жизненным кредо были слова: “Чтобы честно жить, надо путаться, ошибаться, биться, и постоянно бросать и опять все заново начинать и вечно лишаться и бороться”. Так жили его любимые литературные герои, так жил и он сам, стремясь сделать так, чтобы мир стал лучше.
Имя графа Толстого было широко известно и за границей, о чем свидетельствуют воспоминания, письма Ж. Санд, П. Мериме, О. де Бальзака и др. У него учились писатели всех стран, современники и потомки: Г. де Мопассан, Т. Драйзер, Т. Манн, М. Горький, М. Булгаков и др. Почти все, что написано о войне в ХХ веке, несет на себе влияние Толстого. Это романы А. Барбюса, Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Фадеева, К. Симонова, А. Солженицына, В. Быкова и др.
Толстой вел обширную переписку с людьми разных сословий и наций: крестьянами, ремесленниками, учителями, гимназистами. Ему присылали свои первые литературные сочинения, у него просили совета. Например, ныне малоизвестная белорусская писательница и фольклористка Мария Косич в одном из писем Толстому обратилась за разрешением перевести на белорусский язык его пьесу “Первый винокур” и получила согласие. Знаменитый французский писатель Р. Роллан, не зная, чему отдать в своей жизни предпочтение: преподаванию истории или писательскому поприщу, – написал в Ясную Поляну. Именно совет русского классика решил судьбу Р. Роллана.
Творчество Толстого считают апогеем и завершением русского критического реализма. Писатель М. Алданов даже считал, что “русская великая литература кончилась на герои повести Хаджи-Мурате”. Толстой создал уникальный жанр романа-эпопеи, неповторимые женские образы Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Анны Карениной, Катерины Масловой, сумел показать истоки русского патриотизма и красоту человеческих отношений в семье.
Тематика произведений классика неисчерпаема. Подчеркивая это, М. Горький отмечал, что Толстой поведал нам тайны русской жизни почти вровень с остальной нашей литературой. Он сумел глубоко проникнуть в суть человеческой психики, показать людей не только в самые трудные, но и самые обычные моменты Жизни и смерти. Критик А. Суворин писал: “Лев Николаевич России дал очень много. Он ее прославлял, как не прославили ее победы. Он дал за границей русскому имени особое значение и почет. Мнения его принимали за народную русскую душу. Его гений – гений народный”. За рубежом до сих пор всем, кто хочет познать русский характер, разгадать тайну русской души, рекомендуют прочитать и осмыслить произведения Толстого. Хотя сам писатель и не рассчитывал на подобное долгожительство. Возможно, несколько лукавя перед собой, он расценивал как большую удачу, если его произведения “теперешние дети будут читать лет через двадцать”.
Последние годы жизни Толстого