ПОЭЗИЯ ЦВЕТАЕВОЙ – ПОВЕСТЬ О СЕБЕ
Творчество М. Цветаевой – одно из самых своеобразных явлений литературы Серебряного века. Оно отмечено прежде всего глубинным единством жизни и слова о ней, напряженной исповедальностью, искренностью, открытостью.
Уже в первых своих сборниках (“Вечерний альбом”, “Волшебный фонарь”) М. Цветаева открывает читателю очень интимный, таинственный мир:
По роялю бродит сонный луч,
Поиграть? Давно утерян ключ!
Ах, без мамы ни в чем нету смысла!..
Здесь возникает и образ рано умершей
Ты, дал мне детство лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет.
В дальнейшем в лирике М. Цветаевой возникают образы цыганки, грешницы, куртизанки, участницы разбойничьей шайки. Но все эти маски – лишь проекции личности поэта в разных культурах, в разных эпохах. В них – цыганский мятеж и бунтарство, энергия жизни, напряженность ее биения. Самое главное, что свойственно цветаевской повести о себе, – драматическое переживание жизни и осознание высокого призвания поэта:
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.
Ты – крылом стучавший в эту грудь,
Молодой виновник вдохновенья –
Я тебе повелеваю – будь!
Я не выйду из повиновенья.
Отсюда возникает особый строй души, особая атмосфера, характерная для всех ее творений. Это – стихия душевного горения, безмерности чувств, постоянного выхода за любые пределы, острейших конфликтов с окружающим миром.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью в мире мер?!
Но не только о своей душе, о ее переживаниях говорила М. Цветаева. В годы революции ее голос звучит пророчески:
Свершается страшная спевка, –
Обедня еще впереди!
Свобода! – Гулящая девка
На шалой солдатской груди!
Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце поэта, и пришло прозрение: больно всем – и белым, и красным:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
В эти тяжелые годы, когда М. Цветаева осталась с дочерьми одна, без всякой поддержки, и должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на страницы дневника. Одно из стихотворений она начинает словами: “Ты хочешь знать, как дни проходят?” И стихи рассказывают об этих днях – “Чердачный дворец мой…”, “Высоко мое оконце…”, “Сижу без света и без хлеба…”
И о самом страшном – о смерти от голода двухлетней дочери Ирины – тоже рассказано в стихах. Это исповедь матери, которая не могла спасти обеих дочерей и спасла одну:
Две руки – ласкать, разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишней.
По стихам М. Цветаевой можно безошибочно восстановить ее биографию: и отъезд из России, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы). И, конечно, трагический конец:
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть,
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
Так заканчивается цветаевская повесть. Она знал а, в чем ее трагедия, – в том, что для нее “нет ни одной внешней вещи, все – в сердце и судьбе”. Поэтому чтение ее стихов – занятие не из легких. В произведения М. Цветаевой необходимо углубляться, они требуют от читателя встречной работы мысли. Однако усилия оказываются вознагражденными проникновением в мир глубоких мыслей и смелых исканий.
ПОЭЗИЯ ЦВЕТАЕВОЙ – ПОВЕСТЬ О СЕБЕ