Поэтика А. А. Фета

А. А. Фет писал: “Поэзия и музыка, не только родственны, но нераздельны… Нет музыкального настроения – нет художественного произведения”.

Для поэта особую ценность имело все, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подборка звуков, мелодии стиха, приемы музыкальной композиции.

В русской литературе XIX века нет другого поэта с таким стремлением к ритмической индивидуальности своих произведений – прежде всего с таким разнообразием строфических форм. Огромная масса его стихов не знает строфических стандартов.

Большая часть употребляемых им строф встречается в его поэзии однократно.

Фет как будто хочет для каждого нового стихотворения найти свой индивидуальный рисунок, свой особый музыкальный лад.

Фет строит многострочные строфы, используя удвоенные и утроенные рифмы. Он употребляет необычные чередующиеся размеры, достигает особого ритмического эффекта, соединяя длинные строки с очень короткими, например:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганъем –

Лишь два крыла.

Строфу, написанную длинным размером, он заключает одностопным, даже односложным стихом:

Лесом мы шли по тропинке единственной

В поздний и сумрачный час.

Я посмотрел: запад с дрожью таинственной

Гас.

С самого начала своей творческой деятельности Фет пробует ввести в русскую поэзию такие стиховые формы, которые не могли не удивлять современников своей “раскованностью”, метрической свободой. Двухударным белым акцентным стихом написаны стихотворения “Когда петух…”, “Художник к деве”. Среди стихотворений цикла “Вечера и ночи” имеются написанные вольным белым трехсложным стихом . Впоследствии Фет создает новые размеры посредством “стяжения” трехсложных размеров

Оригинальны методы рифмовки у Фета. Он рифмует нечетные стихи, не рифмуя четных , оставляет без рифмы пару смежных стихов, рифмуя соседнюю пару .

Для поэзии Фета характерно соединение звуковых и ритмических приемов.

Вот последняя строфа стихотворения “Ревель”:

И с переливом серебристым,

С лучом, просящимся во тьму,

Летит твой голос к звездам чистым

И вторит сердцу моему.

Здесь ощущение движения нежного женского голоса создается двойным чередованием передних гласных и сонорных согласных, причем весь стих занят этими двумя “переливами” серебристых звуков.

Огромную роль в создании гармонического стиха играют соотношения ритма и синтаксиса. У Фета слияние стиховых и синтаксических членений достигает необычайной гармоничности:

Как лилия глядится в нагорный ручей,

Ты стояла над первою песней моей.

И была ли при этом победа и чья, –

У ручья ль от цветка, у цветка лъ от ручья.

В этой строфе две законченные фразы, состоящие из двух самостоятельных предложений; эти предложения сложноподчиненные – один стих занят главным, другой – придаточным предложением; главные предложения в строфе обрамляются придаточными.

Создавая “мелодию” стихотворения, Фет часто пользуется теми естественными модуляциями голоса, которые связаны с различными типами фразовой интонации, в особенности с вопросительной и восклицательной интонациями. Мелодически богаты стихотворения, в которых вопросы чередуются с восклицаниями.

Большую роль в создании мелодии у Фета играют словесные повторы. Часты повторы целых четверостиший.

Фет вошел в музыкальную жизнь раньше, чем в литературную. Ряд его стихов очевидным образом ориентированы на романс, написаны в традиции романса и в ней же, в этой традиции, прежде всего восприняты. Связь “мелодии” Фета с романсом сразу почувствовали композиторы.

Его стихи, положенные на музыку А. Е. Варламовым и А. Л. Гурилевым, сразу обрели популярность и не потеряли ее до настоящего времени.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Поэтика А. А. Фета