Александр Блок – одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его поэзия от сборника к сборнику отображает не только развитие его таланта, но и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихотворений поэтическим дневником, “романом в стихах”.
Блок чувствовал себя потомком огромного культурного наследия и, как никто другой, отвечал за его судьбу, потому что осознавал, что его родину ожидают страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял личное и общественное.
В первом
Вхожую я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Ни тоски, ни любви, ни обмана.
Все померкло, прошло, отошло…
Очертания белого стана.
И твое золотое весло.
Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу. Неслучайный следующий сборник его произведений имел название “Распутья”. Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничном высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее. Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из самых сложных в своей символике и наиболее противоречивый.
Россия для Блока – жена, с которой навеки связана его жизнь.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX века не могли не вызывать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховность “пьяниц с глазами кроликов”.
Он уверен, что Россия имеет свой исторический путь, на каком “невозможное возможно”. Еще один ведущий символ Блока – дорога. Это символ изменчивости.
Опять, как в годы золотые, Три стертых
Треплются шлеи, И вязнут спицы
Расписные В расхлябанные колеи… И
Невозможное возможно, Дорога долгая
Легка, Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка, Когда
Звенит тоской острожной Глухая песня
Ямщика!..
В этом стихотворении очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стихотворения вызывает ассоциацию с известным образом “тройки” из поэмы Гоголя “Мертвые души”. С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов – символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и поэта, Россия для него, как “слезы первые любви”.
Он знает, что ее ожидают страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: “Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты”.
Символические образы Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизнью, между идеальным, космическим и реальным, земным.
Поэтическая символика лирики Блока