Размышления о поэзии А. С. Пушкина
Передо мной два не очень толстых тома, включающих в себя лирику Пушкина с 1813 по 1836 год. И чуть ли не в каждом стихотворении встречается упоминание о Музе. В разные годы жизни поэт постоянно рассуждает о своем значении.
В Лицее Пушкин уже затрагивает эту тему, но его стихи полны не раздумий, а радости жизни:
…Поэт! в твоей предметы воле!
Во звучны струны смело грянь,
С Жуковским пой кроваву брань
И грозну смерть на ратном поле.
Иль, вдохновенный Ювеналом,
Вооружись сатиры жалом,
Подчас
Рази, осмеивай порок,
Шутя, показывай смешное
И, если можно, нас исправь…
Я думаю, Пушкину было по-настоящему необходимо знать: зачем он живет на свете, зачем дан ему поэтический Дар?
Творения поэта внушаются ему высшими существами: Музой, Фебом , позже – шестикрылым серафимом. Примем если Аполлон имеет над человеком таинственную власть , то Муза оказывается спутницей, подругой.
Мне кажется, одни творения Пушкина внушены ему Фебом, другие – более легкие, веселые – Музой. Муза внушает поэту и строки сатиры:
О, муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!.. …
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широкомедных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!
К кому же обращены творения Пушкина? Нередко его адресат не просто читатель, но “друг-стихотворец”. Но мне кажется, что чаще всего Пушкин пишет послание самому себе. Например, такое:
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм…
Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается
человеку талант стихотворца. Читая его стихи, я начинаю это понимать. Наверное,
поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть “памятник нерукотворный”, пробуждая сердца людей от сна.
Поэт! В твоей предметы воле!