Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты,
А. Блок
Романтический поэт, воспевающий свою возлюбленную, в которой все – совершенство, все – воплощение красоты и вечной женственности – это первое, что мы вспоминаем о Блоке. Да, поэт прошел сложный путь, и темы его творчества намного шире, но так необычны, так совершенны его стихи о Прекрасной Даме, столько в них искренней чистоты и жертвенности, что, пожалуй, трудно найти девушку,
Это какой-то иной, идеальный, мир, мир волшебных чувств, мир бескорыстного служения, восхищения, преклонения.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Эта тема Храма присутствует во многих ранних стихах А. Блока.
Не призывай, и без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
Это скорее не реальная девушка, а мечта, ночная греза. И не столько любовь, сколько представление о ней, ее трепетное предчувствие.
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
И неважно, что по соседству – вполне земная Люба Менделеева, чудесная девушка с массой достоинств. Увы, слишком земная. Разочарование – неизбежная участь всех идеалистов. Это предчувствует и Блок – и страшится:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
По страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
“Лучезарная”, “таинственная”, “озаренная”, ее лицо “возникает из кружев”, она “звезды светлые шлейфом влачит”,.. Недоступное Божество, которому можно лишь поклоняться, но даже и мечтать о нем – кощунство.
Но – Небесный ангел,
Звездная Дева падает на землю.
И оказывается, это не столь уж и страшно. Спустившись с небес, она не утеряла своей красоты, прелести, очарования.
И этот взор не меньше светел,
Чем был в туманных высотах.
Мистическое воплощение Вечной Женственности сменяется образом земной Незнакомки – не менее прекрасной и возвышенной, еще более ценной, так как сохраняет свою красоту и чистоту “средь этой пошлости”.
Вспомним это стихотворение. Духота, скука, пыль, плач, визг, разгоряченные вином завсегдатаи – словом, обыденная грязь. И – является Она.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И исчезает грязный трактир, где “пьяницы с глазами кроликов “In vmo veritas!” кричат”, и появляется “берег очарованный и очарованная даль”.
Еще одна “встреча” с незнакомкой – в стихотворении “В ресторане”:
Ты взглянула.
Я встретил смущенно
И дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: “И этот влюблен”
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Это уже не абстрактная Вечная Женственность и Прекрасная Дама, но вполне реальное их земное воплощение.
А цикл стихов “Кармен”! Страстные, стремительные – и завораживающие, как испанская музыка.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, –
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Или:
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно – я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!
Все мы, наверное, когда-нибудь восторженно замирали перед красотой. Но Блок пронес это поклонение Красоте и Женщине через всю жизнь – и не только созданному его воображением и талантом идеальному образу, но и реальной женщине – любой. Об этом вспоминали все знавшие его. И это от сердца идущее восхищение и делает его стихи такими притягательными.
ПОЭТ МЕЧТЫ (любовная лирика А. Блока)