“Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… – бесхитростный, веселый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности… человек, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому,” – так говорил Панаев о Некрасове.
И, действительно, Некрасов был необыкновенным человеком, еще много подобных отзывов о нем можем мы прочитать у его современников. Но выразительней всего
тот портрет, я думаю, который складывается у нас по прочтению некоторых
произведений. Его творчество глубоко проникнуто знанием народной жизни, сочувствием русскому крестьянству. Пылкий патриот своей Родины, он почти в каждом своем произведении старается выразить ту огромную любовь к ней, которую чувствует с детства.,
Если читать стихотворения Некрасова, в которых затронута тема поэта и его назначения,
нетрудно понять, что для Некрасова поэт – прежде всего патриот и гражданин своей
страны, всегда готовый в трудную минуту прийти на помощь своему народу, поддержать
его и вдохновить на борьбу, а тот,
Кто слезы лил в
годину испытанья,
И трепетал под игом
тяжких бед,
И не носил
безропотно страданья,
Тот не поэт! – Своим бодрым духом и крепкими словами поэт должен вселять в сердца людей надежду, открывать перед ними тот светлый путь, ведущий к свободе, а:
Кто духом слаб и немогуч душою,
Ударов жребия могучего рукою
Бесстрашно отразить в чьем сердце силы нет,
…Тот не поэт!
Однако, признавая поэта борца, Некрасов не отрицает и тех, кто посвятил свою лиру чувствам и красоте:
Блажен незлобливый поэт,
В ком мало желчи, много чувства..:
…Ему сочуствие в толпе,
Как рокот волн ласкает ухо… –
Но не таким, по мнению Некрасова, должен быть настоящий поэт. Истиный поэт – тот, кто сумел насытить свои песни жгучей правдой и суровой справедливостью.
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений. –
И пусть его преследуют “хулы”, вклад его творчества будет настолько велик и важен,
что еще долго, долго потомки будут читать его стихи и благодарить природу за то, что
она посылает на землю таких гениев:
Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива
жизни…
Стихотворение “Поэт и гражданин” наиболее отчетливо
открывает нам взгляд Некрасова на призвание поэта. Тут наиболее ярко выражается демократический дух некрасовской поэзии. Стихотворение построено как диалог, как спор о долге поэта, о роли его в обществе.
Не только Некрасов, но и его предшественники не раз обращались к этой теме. Вспомним Пушкина – “Пророк”,
“Разговор книгопродавца с поэтом”,
Лермонтова – “Журналист, читатель и писатель”. Эти произведения Пушкина и Лермонтова проникнуты мечтой поэта о читателе-единомышленнике, о публике,
духовно родственной поэту и глубоко понимающей его.
В произведении же Некрасова теперь тот самый читатель-гражданин призывает поэта на требования жизни:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неотступно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать… –
Но поэт “хандрит и еле дышит”, и “Муза вовсе отвернулась” от него “презренья горького полна”. Однако, это еще не значит, что призыв гражданина совершенно чужд поэту. В его
словах нельзя не почувствовать. сурового самообвинения, укоров совести. Поэт не
может простить себе, что душа его “пугливо отступила”, хоть угроза была
очень серьезной:
И что ж? …мои послушав звуки,
Сочли их полной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
-вначале он был силен и неустрашим:
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни…
-Но стена непонимания и протеста сломила юную душу:
Под игом лет душа прогнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна. –
Однако не все кончено, гражданин всеми силами пытается возвратить поэта к жизни. Он открывает поэту глаза на его истинное предназначение – “не в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать”, а громко он восклицает!
Проснись: громи пороки смело… ,
А ты, поэт! Избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих! –
Судьба поэта очень похожа на судьбу самого Некрасова, целеустремленного и чуть остывшего и приунывшего с годами. В 1877 году Некрасов пишет стихотворение “О Муза! я у двери гроба”, где говорит о тяжелой судьбе своей Музы и о ее силах, помогших выдержать все испытания о том, что русский народ никогда не забудет об ее трудах и
достижениях.
Поэт и его предназначение в лирике Н. А. Некрасова