3. Подбор материала
На этом этапе следует рассмотреть три случая:
– в формулировке темы дается произведение или произведения;
– в формулировке темы называется автора (авторов) и выбор произведений остается за Вами,
– формулировка темы оставляет за Вами право выбрать и автора, и произведение.
Если произведение темой задано, определено, то подбор материала будет направлен на выбор отдельных эпизодов, фрагментов произведения, содержание которых Вы должны активизировать в своей памяти. Строгий выбор поможет Вам глубже
Если выбор зависит от Вас, то Вы должны знать, что для раскрытия темы, для убедительного доказательства идеи сочинения необходимо проанализировать 5-6 стихотворений или 2-3 небольших эпических, драматургических произведения.
Помните! Заниматься подбором произведения на сочинении поздно. Следует заранее разложить произведения по полочкам своей памяти, чтобы в нужный момент снять их оттуда или переставить местами. Создайте своеобразный тематический каталог, расположив произведения, включенные в программу вступительных экзаменов.
Так, для работы над сочинением “Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный.”) следует использовать стихотворения “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо” и “Памятник” 1 .
_____________________
.При подборе материала к этой теме обратите внимание на статью В. С. Соловьева Значение поэзии в стихотворениях Пушкина. // Соловьев В. С. Литературная критика. – М., 1990. – С.223-273.
Тема “Я вновь люблю, страдая страстно.” (по поэзии Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и Н. А. Некрасова) требует обращения к таким стихотворениям, как
“К. Б”, “О, как убийственно мы любим.”, “Я очи знал – о, эти очи.”, “Весь день она лежала в забытьи.”, “Она сидела на полу”, “В разлуке есть высокое значенье.”, “Еще томлюсь тоской желанья”, “Последняя любовь” Ф. И. Тютчева;
“На заре ты ее не буди.”, “Сияла ночь. Луной был полон сад”, “Я тебе ничего не скажу.”, “Не нужно, не нужно мне проблесков счастья.”, “О долго буду я, в молчанье ночи тайной” А. А. Фета;
“Ты всегда хороша несравненно.”, “Я не люблю иронии твоей.”, “Мы с тобой бестолковые люди.”,”Прости”, “Прощанье” Н. А. Некрасова. Мы сознательно вводим большое количество текстов: пишущий сочинение сам сможет сделать нужный выбор.
Для работы над темой, связанной с проблемой экологии, можно выбрать “Прощание с Матерой” В. Распутина, “Царь-рыбу” В. Астафьева, “Плаху” Ч. Айтматова.
Мы уже говорили, что подбор произведений во многом зависит от выбора направления. Так, например, тему, связанную с изображением Великой Отечественной войны, можно раскрывать через осмысление проблемы “женщина на войне”. Это направление работы предполагает следующий отбор произведений: “Матерь человеческая” В. Закруткина, “Живи и помни” В. Распутина, “Пастух и пастушка” В. Астафьева, “А зори здесь тихие.” Б. Васильева, “Знак беды” В. Быкова и др.
К экзаменационному сочинению постарайтесь иметь в своем багаже небольшие по объему произведения: рассказы, повести, небольшие романы. Выбирайте произведения, которые “работают” на несколько тем. Составьте своеобразные блоки произведений на разные темы: экологическая, нравственная, историческая, военная, армейская и т. д. В каждом блоке должно быть 3-4 произведения. Эти блоки должны быть подвижными: одно и то же произведение может входить в состав разных блоков. Так, повесть В. Распутина “Прощание с Матерой” можно использовать в сочинениях, связанных с проблемами нравственными, экологическими, историческими и т. д. И последнее: на вступительном сочинении, как Вы помните, нельзя пользоваться художественными произведениями, как, впрочем, и всякой другой литературой, поэтому запоминайте наизусть отдельные фрагменты текста. Это тоже входит в этап подбора и отбора материала.
Подобрав материал, можно перейти к выбору жанра.
Подбор материала