Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”?

Если базаровщина болезнь, то она – болезнь

нашего времени и ее надо выстрадать.

Д. И. Писарев

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях.

На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования – это Евгений

Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно.

Роман “Отцы и дети” – это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира “отцов” и “детей”. Ответ на вопрос: “Почему Базаров – лицо трагическое?” – заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: “…и все-таки обреченная на гибель, – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…”

Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев – один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых.

Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он “более чуток к требованиям общественной жизни”, – он испытал эту жизнь на себе. Базаров – сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование.

Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером?

“…В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли”. Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только “ощущения”. Называя “дрянью” все то, чего он и не знает , Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим.

Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного понимания. Тургенев – не Базаров, поэтому мы не знаем “что” и “как” мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: “И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох.

И все”. Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы.

Но тут на сцену выступает жизнь , создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять.

Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество.

В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом – это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти’Базарова, дать ему то, что он искал.

Но, с другой стороны, “Отцы и дети” – это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров – не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России…

Нет, видно не нужен…” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос – одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос.

Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа , но и простым человеческим жестом дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”?