У каждого любителя поэзии есть свои кумиры. И совсем необязательно, чтобы ими были Тютчев и Фет. Каждый ищет в стихах свое: близкие и понятные мысли, яркие образы, неожиданные метафоры, свои ритмы и интонации.
Кто-то любит перечитывать Пушкина и не перестает удивляться вечной новизне и свежести его стихов. Кому-то по душе утонченный Блок. Другому ближе горькие исповеди Цветаевой или задушевная откровенность Есенина.
Есть свои поклонники у современных поэтов: Кинчева, Башлачева, Шевчука, Цоя. Но каждый человек, не лишенный художественного
В поэзии Тютчева и Фета есть все, что должно быть в хороших стихах: глубина и ясность мысли, совершенство формы, неожиданность и красота образа. Тютчев и Фет – поэты, которым удалось найти “сочетание прекрасного и вечного”.
Вечные темы любви, природы, жизни и смерти у каждого поэта получили свое новое развитие, неповторимое звучание. Кто лучше Фета смог показать рождение и развитие чувства, от “робкого дыхания” до всплесков переполняющей страсти? И все это без единого глагола, без единого лишнего слова:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица…
А Тютчев в нескольких строчках вывел свою “формулу” любви:
Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой…
Настоящая поэзия немыслима без воображения, без полета фантазии, которыми богаты стихи Тютчева и Фета. Возьмем хотя бы всем известное тютчевское “Люблю грозу в начале мая…” Обычное природное явление в конце стихотворения очень естественно переходит в необычную, но убедительную картину, в которую трудно не верить: весенняя гроза – всего лишь шутки богов, у которых тоже свои заботы и свои нравы:
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
И сразу высвечиваются невидимые нити, связывающие в единое целое все мироздание: и небо, и землю, и людей, и богов, и прозаический дождь и высокую поэзию.
Читая Тютчева и Фета, мы заражаемся их жизнелюбием и спокойной мудростью, их настроением и восприятием мира, и начинаем верить, что
Все пошлое и ложное Ушло так далеко. Все мило-невозможное Так близко и легко.
Не так уж мало для поэтического слова. Но, чтобы научиться его слышать, надо действительно иметь неплохой художественный вкус.
“По тому, как человек относится к поэзии Тютчева и Фета, можно судить о его художественном вкусе”. Что вы думаете об этом утверждении?