В жизни и творчестве замечательного русского поэта Гаврилы Романовича Державина, в его своеобразном, резко очерченном характере как в зеркале отразилась полная противоречий эпоха XVIII века. Державин – решительный и смелый, всегда прямой, независимый в суждениях, с развитым чувством собственного достоинства – часто вызывал сильное недовольство со стороны своих начальников. Пробыв несколько лет на гражданской службе, поэт был вынужден выйти в отставку.
В эти нелегкие годы литературное дарование поэта достигло наивысшего расцвета.
Во время создания “Фелицы” Державин знал императрицу лишь по слухам и искренне верил, что она такая, какой старалась себя показать, – просвещенная мать Отечества. Именно так Екатерина изображена в его оде. Но произведение вместе с прославлением царицы обличает окружающих ее надменных, корыстных и ленивых вельмож.
Как и все писатели XVIII века, Державин был представителем классической школы, но могучему таланту поэта было тесно в рамках строгих правил этого направления. Поэтому Державин соединил в “Фелице” оду и сатиру – два различных стихотворения, и создал оду-сатиру, что стало настоящим литературным переворотом. Высокая поэзия оды становилась проще и приближалась к жизни. Ода “Фелица” – гражданская ода. Все гражданские оды Державин адресовал лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам.
Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, поэтому некоторые из них В. Г. Белинский назвал сатирическими. “Фелица” посвящена Екатерине II и продолжает традицию ломоносовских похвальных од, но резко отличается от них новым толкованием образа просвещенного монарха. Ода проникнута внутренним единством мысли. Олицетворяя в себе современное общество, поэт изящно хвалит Фелицу, сравнивая с ней себя и изображая свои пороки. Образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы, полушутя-полусерьезно автор говорит о заслугах Фелицы,
весело смеется над самим собой. В оде, по словам Гоголя, происходит “соединение слов самых высоких с самыми низкими”.
Новизна этой оды заключается в том, что образ Фелицы разноплановый. Фелица – одновременно просвещенная монархиня и частное лицо. Так, например, автор изображает частную жизнь царицы, ее привычки и особенности характера:
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом…
Показывает конкретные дела правительницы, ее покровительство торговле и промышленности, она – бог, который многое позволил своему народу: “в чужие области скакать”, “сребра и золота искать”, “лесорубить”, “и ткать, и прясть, и шить”, “развязывая ум и руки”. С одной стороны, Фелица “просвещает нравы”, с другой – на поэзию, к которой благоволит, смотрит как на “летом вкусный лимонад”. Екатерина-писательница стремится развивать литературу в духе охранительных идей.
Державин конкретно и выразительно противопоставляет современное ему царствование предшествующему:
Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить…
Но похвала самой императрице соединяется с сатирой на ее приближенных. Мурза Державина – это сам поэт, откровенный и иногда лукавый, со многими характерными чертами настоящих екатерининских вельмож. В стихотворении Державина во всей полноте и противоречиях раскрывается образ его современника – естественного человека, с его взлетами и падениями.
Поэт К. И. Костров писал, что “парящая” ода уже не доставляет эстетического удовольствия, и считал, что “простота” стиля Державина заслуживает особого внимания. Сам автор тоже осознавал новизну “Фелицы” и относил ее к “такого рода сочинению, какого на нашем языке еще не бывало”.
Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу, но поэт, во время личного общения с императрицей убедившийся, что слишком идеализировал ее образ в “Фелице”, отказался писать ей хвалебные стихи и стал осуждать ее окружение. В человеке Державин больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига и своими обличительными произведениями снискал славу одного из родоначальников гражданской поэзии. Историческая же заслуга Державина состоит во введении им в русскую поэзию “обыкновенного поэтического слова”.
“Первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить”