ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА В РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО
Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “Отом, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал писать? – отвечаю: по силе давления на меня “томительно бедной жизни” и потому, что
В центре ранних произведений писателя – конфликт сильной личности и всего остального мира, который нельзя не признать типично романтическим. В этом конфликте автор, безусловно, на стороне сильной личности и придает ей все основные атрибуты романтического характера: гордость, одиночество, неугасимое стремление к свободе. Таков, например, Макар Чудра в одноименном рассказе. Он – вольный цыган, независимый и гордый. Идеал человека для Макара – странник, познающий мир в своих странствиях: “Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!”
Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Радде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами собственной гордости, они готовы отдать за свободу жизнь, ею они не станут жертвовать даже ради людей, которых любят.
В своих ранних рассказах М. Горький изображал босяков – “бывших людей”, отвергнутых обществом, потерявших все. В этих рассказах, безусловно, присутствуют реалистические тенденции. Они проявляются, во-первых, в беспощадном разоблачении того общественного порядка, который выталкивает из жизни далеко не самых худших людей. Так, Челкаш в одноименном рассказе обладает “кипучей нервной натурой”, однако она не находит в этом мире иного проявления, кроме воровства и пьянства. Во-вторых, в этих рассказах “бывшие люди” изображены действительно людьми. Здесь Горький следует одному из главнейших канонов реализма: искать и находить Человека в любом человеке, даже самом “маленьком” и забитом. В этом плане ранняя проза М. Горького безусловно противостоит пессимизму, отчаянию, цинизму, показывает, что в каждом человеке таится огромный запас сил.
Романтические и реалистические тенденции переплетаются в горьковском восприятии природы. С одной стороны, как часто бывает в реалистических произведениях, природа выражает сущность характера героя. Не случайно, например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларра смотрит в небо. Этим подчеркивается гордость и одиночество героев. С другой стороны, как в произведениях романтиков, природа тесно связана с душевным состоянием героев. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” изменяются по ходу развития сюжета: если в начале произведения природа спокойна, то во время столкновения героев начинается гроза или буря.
Точка пересечения романтических и реалистических тенденций в раннем творчестве М. Горького – дума писателя о Человеке. Человеке, призвание которого, как пишет М. Горький, – “новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты, и – уважения к людям!”
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА В РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО