Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональ- ная. Он умен, любит предаваться мечта- тельному философствованию, исключитель- но добр и рассеян, одновременно его отлича- ют слабость воли, отсутствие инициативы.
Главная черта героя – искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетво- рение. Впервые мы встречаемся с Пьером
Именно таким изображен Пьер на ри- сунке П, Боклевского: иллюстратор подчер- кивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Д. Шма- ринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: ил- люстрации этого художника помогают глуб- же понять персонаж, яснее уловить его ду- ховный рост. Постоянный портретный при- знак – массивная, толстая фигура Пьера Безухова, она может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, мо- жет выражать и растерянность, и гнев, и до- броту, и бешенство. Иначе говоря, у Толсто- го постоянная художественная деталь каж- дый раз обрастает новыми, добавочными от- тенками.
И улыбка у Пьера не такая, как у других… Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое – детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благород- ных, свободолюбивых помыслов, истоки кото- рых восходят к эпохе Просвещения и фран- цузской революции.
Пьер – поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобще- го равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на светской красави- це Элен. Это одна из важных вех в жизни ге- роя. Но Пьер все больше осознает, что настоя- щей семьи у него нет, что жена его – безнрав- ственная женщина.
В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают воз- можным казнить только самих себя.
Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскор- бившего его. Но во время дуэли, увидев ле- жащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: ” Глупо…глупо!
Смерть… ложь…”. “Глупо ” и “ложь” – это опять относится только к не- му самому. После всего произошедшего, особенно по- сле дуэли, Пьеру представляется бессмыс- ленной вся его жизнь. Он переживает ду- шевный кризис: сильнейшее недовольство собою и связанное с ним желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. Порвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные во- просы: …что дурно? что хорошо? что надо любить, что ненавидеть? для чего жить и что такое я? что такое жизнь, что смерть? какая сила управляет всем?..
Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разла- да, который переживал Пьер, Баздеев пред- ставляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравст- венного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нуж- но сейчас изменить, улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный периоД, заключалась правда в масонстве, и, увлечен- ный им, он на первых порах не замечал того, что было ложью.
Своими новыми представлениями о жиз- ни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельной, практической помощи ближне- му, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире. Од- нако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в осно- вательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве сред- ство расширения своих светских связей, что масонов – этих ничтожных людей – инте- ресовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, ко- торых они добивались в жизни. Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи со всеобщим народным патрио- тическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он, тем не менее, принимает участие в Бородинском сражении.
Описание Бородинского поля перед началом битвы соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподня- тость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Глазами Пьера Безухова Толстой переда- ет свое понимание решаадщих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет му- жество и готовность к самопожертвованию.
В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполео- на. В одной из иллюстраций Д. Шмаринов тонко подмечает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делаю- щее его неуклюжим, мрачно-сосредоточен- ным. По дороге, приближаясь к главной квар- тире французов, он совершает благородные поступки; спасает девочку из горящего до- ма, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры.
В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстети- ческий критерий: Толстой находит его в сли- янии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к на- роду, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.
В плену Пьер обретает то спокойствие и удовлетворенность собой, к которым он тщетно стремился преж- де. Здесь он познал не умом, а всем сущест- вом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей… Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобож- дению Пьера, всегда искавшего решения во- проса о смысле жизни: он искал этого в фи- лантропии, в масонстве, в рассеянии светский жизни, в вине, в геройском подвиге самопо- жертвования, в романтической лю^бви к Ната- ше; он искал этого путем долгих раздумий, и все эти искания и попытки обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот во- прос был для него разрешен.
Самое существенное в Каратаеве – вер- ность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер. В харак- теристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутрен- нем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних об- стоятельств.
Однако, испытав на себе влияние филосо- фии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По су- ти своего характера он не способен был при- нять жизнь без поисков. Познав правду Ка- ратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит блема нравственного обновления общества Деятельная добродетель, по мысли Пьера может вывести страну из кризиса. Необхо- димо объединение честных людей.
Счастли- вая семейная жизнь не уводит Пьера от общественные интересов. Он становится членом тайногс общества. С возмущением говорит Пьер о ре- акции, наступившей в России, об аракчеев- щине, воровстве. В то же время он понимав! силу народа, верит в него. При всем этом ге- рой решительно, выступает против насилия, Иначе говоря, для Пьера решающим в пере- устройстве общества остается путь нравст- венного самосовершенствования.
Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высо- кие душевные порывы, благородство и пре- данность в любви , ис- тинный патриотизм, желание сделать обще- ство более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера од- ним из лучших людей его времени. Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судь- бах писателя и его любимых героев. Он писал, чтобы жить честно, “надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бо- роться и лишаться.
А спокойствие – душев- ная подлость”.
ПЬЕР БЕЗУХОЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”