ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба “лишнего человека”, находится в центре повествования. В первой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима Максимыча, включенному в записки странствующего офицера.
Максим Максимыч является одновременно и героем произведения, и рассказчиком. Сам Лермонтов придавал большое значение разработке этого образа, о чем свидетельствует примыкающий к роману
Роль Максима Максимыча в различных частях романа разная. Так, в повести “Бэла” он представлен не столько действующим лицом, сколько внимательным свидетелем и талантливым рассказчиком. В этом удивительная находка Лермонтова: Максим Максимыч не только свидетель рассказываемого им события, но его личность объединена с этим событием, как будто Максим Максимыч сам является его героем. Писателю удалось взглянуть на событие глазами “старого кавказца” и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим. Следует обратить внимание на особенности речи Максима Максимыча, рассказчика простого и скромного, в чем заметна традиция сказовой манеры, характерной для “Повестей Белкина” А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”). В своей речи Максим Максимыч активно использует выражения и обороты из военно-профессиональной терминологии: “пришел транспорт с провиантом”, “девки и молодые ребята становятся в две шеренги”. Эту же особенность подчеркивают и совершенно привычные, вошедшие в обиход местные, “кавказские” , слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщина, бешмет, гяур, калым и др. Иногда в своем рассказе Максим Максимыч как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: “Бедный старичишка бренчит на трехструнной… забыл как по ихнему… ну да вроде нашей балалайки”. Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающей действительности.
Намеченный в повести “Бэла” образ Максима Максимыча раскрывается автором в одноименной повести. Здесь уже он сам является действующим лицом, а рассказывает нам о нем автор.
В рассказе и поведении Максима Максимыча мы видим, насколько отличается его восприятие действительности от взглядов и отношения к жизни Печорина. Центральное событие повести – пленение юной черкешенки. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Максимыч сначала отрицательно относится к поступку Печорина, однако постепенно его отношение меняется. В наброске “Кавказец” Лермонтов отмечал, что под воздействием суровой кавказской действительности старые офицеры приобретали трезвый, прозаический взгляд на жизнь: “Казачки его не прельщают, но одно время мечтал о плененной черкешенке, но теперь забыл и эту почти несбыточную мечту”. В истории похищения Бэлы, рассказанной Максимом Максимычем, Печорин, оказывается, осуществляет “почти несбыточную мечту” всякого “кавказца”, в том числе, быть может, и самого Максима Максимыча. Об этом говорит и то, что он сочувственно относится к Печорину, которому долгое время не удается “приручить” непокорную пленницу.
Максим Максимыч отмечает, что привык к ней, как к собственной дочери. Полны сочувствия и грусти его воспоминания о том, что Печорин постепенно разочаровался в своей любви и начал отдаляться от возлюбленной. Более того, зная характер Печорина, Максим Максимыч пытается отвлечь девушку от печальных мыслей: “Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька”. После того, как рассерженный Казбек подло убивает девушку, Максим
Максимыч признается, что на месте Печорина умер бы от горя. Однако Печорин не такой, чтобы углубляться в страдания и наслаждаться ими. “Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его; начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…” – делится своими впечатлениями Максим Максимыч со случайным попутчиком. Печорин разбивал все представления Максима Максимыча о жизни.
Холодный блеск его глаз отражал холодный блеск его души. В этом мы еще раз убеждаемся в эпизоде встречи Максима Максимыча с Печориным после пятилетней разлуки.
Максим Максимыч убежден, что печальные события прошлого, воспоминания о трагических происшествиях должны сближать людей, даже если они надолго расстаются, но Печорин – иного мнения. Возможно поэтому он не проявляет особой радости, увидев своего давнего товарища. Более того, стремится избежать неприятных воспоминаний и неприятных разговоров, а ведь бедный старик так спешил увидеть его, что даже “в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, – и как же он был награжден!” Заключительный аккорд повести, размышления автора окончательно расставляют акценты в характерах героев: “Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды и мечты… Есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими… Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется”.
Таким образом, вложив рассказ об истории Печорина в уста “старого кавказца” Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность души Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека, способного на понимание и сочувствие к окружающим. Однако это не свидетельствует о четком противопоставлении этих персонажей как негативного и позитивного. В Максиме Максимыче отображен русский характер, с присущей ему покорностью судьбе. Он покорно тянет лямку военной службы на Кавказе и не задумывается о цели своего существования. В противовес ему, Печорин охвачен духом протеста, что выражается в его презрении и ненависти к человечеству в целом. И чем больше читатель знакомится с Печориным, тем больше проникается к нему уважением и даже симпатией.
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ