ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2)

С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века – эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправлялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с сочувствующими им. Николаевский режим преследовал не только недозволенные действия, но и недозволенные мысли. Жестокая реакция сделала

свое дело – страна погрузилась в состояние апатии, в равнодушие, в бездействие. И все же остановить развитие общественной мысли вообще реакция не могла. Хоть изредка, но печатались произведения поэтов-декабристов, Кюхельбекера, Одоевского; начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский; смело шагнул в литературу юный Лермонтов. Написанное на смерть Пушкина стихотворение “Смерть Поэта” прогремело на всю страну и сделало имя автора известным.

С восторгом относящийся к поэзии Пушкина, молодой Лермонтов не смог обуздать свой гнев, вызванный предательским убийством гениального поэта, и высказал своим стихотворением дерзкое обвинение всем виновным, назвав их “палачами”. Кроме того, поэт напоминает о существование Божиего суда, который “не доступен звону злата” и от которого невозможно скрыть не только подлые поступки, но и подлые мысли. Перед этим “грозным судом” обязательно окажутся все, кто толкал “дивного гения” на смерть:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Лермонтов выступал от лица целого поколения, живущего в эпоху безвременья, он осмыслил, суммировал многие горькие и трагические судьбы. Время навевало грустные мысли, которые, в свою очередь, выливались в печальные стихи.

Полны трагизма и скорби лермонтовские стихи о России и русском народе. С болью и сожалением в стихотворении “Жалобы турка” поэт вынужден признать, что отечество его – “дикий край”, “где хитрость и беспечность злобе дань несут”, где процветает унижающее человеческое достоинство крепостничество:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край… моя отчизна!

Гордость звучит в словах поэта, когда он говорит о лучших людях России, называя их “умы и хладные и твердые, как камень”, и в то же время Лермонтов с горечью признает, что они не могут реализовать себя, эпоха подчиняет их всеобщему равнодушию и апатии, “мощь их давится безвременной тоской, и рано гаснет в них добра спокойный пламень”.

Как и Пушкин, Лермонтов обращается к славному прошлому отечества, к образам людей, храбро и мужественно сражавшихся против французских захватчиков. Так появляется стихотворение “Бородино” – гимн величию и отваге соотечественников. Воспевая могучий дух воинов прошлых лет, автор тут же скорбит об отсутствии такового у современников.

Патриотическими чувствами проникнуто и стихотворение “Родина”. “Люблю отчизну я, но странною любовью!” – говорит поэт и дальше поясняет, что любит не богатырей “Бородино”, не героические страницы русской истории, которых не вернуть, – ему милы картины мирной деревенской жизни, неброская красота родной природы, обычаи простых людей:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Бездействие его поколения, равнодушие соотечественников ко всему возмущают Лермонтова. Как не похоже его поколение на современников Пушкина, отчаянных, обуреваемых действием, вольнолюбивыми мечтами, жаждой служения отечеству и славы! С грустью и отчаянием в стихотворении “Дума” говорит поэт о том, что современники не оставят никакого следа в истории и за это будут справедливо осуждены и осмеяны потомками:

И прах наш, с строгостью судьи

И гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

С детства мечтая быть поэтом, Лермонтов рано стал задумываться о роли поэта в жизни общества. Какой должна быть поэзия и что должен поэт передать людям – эти вопросы волновали его на протяжении всего творческого пути. Уже в стихотворении 1830 года (“О, полно извинять разврат!..”) Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который “пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни”. Но позже тема поэзии получила в творчестве Лермонтова новое звучание. Появляется целый цикл стихов, в которых автор

Объявляет свое поэтическое кредо, Среди них “Поэт”, “Пророк” и другие. В первом автор сокрушается, что в эпоху далеко не героическую поэзия стала всего лишь пустой, забытой побрякушкой, подобно кинжалу, украшающему стену в доме. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился со своей участью. Не позор ли это для настоящего поэта? В заключительной строфе автор говорит от имени поэта, тяготящегося бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

В “Пророке” затрагивается проблема непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о судьбе поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”.

Через всю поэзию Лермонтова проходит мотив свободы, к которой поэт так стремился и которая недостижима для него. От осознания этой недостижимости поэту “и скучно и грустно”. Он, разуверившись и в дружбе, и в любви, приходит к выводу, что жизнь – это всего лишь “пустая и глупая шутка”.

Как и в гражданской, в интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного. Трагический характер любви в его стихах во многом обусловлен единственной и неразделенной любовью поэта к Варе Лопухиной:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Не долго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор,

Столь нежный для других…

В отличие от Пушкина, в стихах которого любовь – всегда радость, счастье, свет, у Лермонтова – это чувство высокое, светлое, но всегда неразделенное и потому не приносящее счастья. В связи с личными неудачами через всю любовную лирику поэта проходит образ неверной возлюбленной, недостойной глубокого и настоящего чувства:

Мне грустно, потому что я тебя люблю…

Стихи Лермонтова – это напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта не столько сосредоточен на окружающей действительности, сколько обращен внутрь души.

Чувство, которое трудно выразить словами, лежит в основе стихотворения “Выхожу один я на дорогу…”. Содержание его философское и состоит в сопоставлении спокойной, умиротворенной природы и неспокойного, страдающего человека, бесконечно ищущего ответы на вечные вопросы. Лирический герой томится от невозможности понять самого себя, от несбыточности желаний. В нем нет природной гармонии:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Не принимавший равнодушия и безразличия, не понятый современниками, не нашедший любви, Лермонтов отдавал себя творчеству. Стихи его грустные, иными они быть не могли: слишком в безрадостное время выпало жить поэту. Но в стихах Лермонтова мы находим отклики на самые важные вопросы жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2)