Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны. Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.
Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой
За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.
Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, “родную душу” , безысходности существования, предчувствия собственной трагической гибели.
Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, “пророческий”, стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер “, “Плачь! Плачь! Израиля народ”, “Новгород”, “Приветствую тебя, воинственный славян”, поэма “Последний сын вольности”, “Парус”).
Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:
“Кто силится купить страданием своим И гордою победой над земным Божественной души безбрежную свободу”.
Тема воли присутствует в стихотворениях “Воля”, “Желание”. Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом, либо находящееся в “диких” краях. Кавказ становится символом “вольности простой” .
Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места. В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении “Дума”, поэме “Маскарад”:
“Напрасно я ищу повсюду развлеченья. Пестреет и жужжит толпа передо мной… Но сердце холодно, и спит воображенье: Они все чужды мне, и я им всем чужой!”
Поэтом показано губительное влияние “света” на “души людей”. С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы.
Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи. Иногда местом плена может быть монастырь, в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова. В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей, так как последняя не приносит герою счастья.
Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова. Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:
“Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя…” .
Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России. Такие стихотворения затрагивают также тему Родины.
Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:
“Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова…” .
Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание и покой.
Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении “Пророк”.
Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова. Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление “метафизической” тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия. Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: “Твой стих как божий дух носился над толпою” . Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством.
Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: “И начал громко я роптать…” . Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется “Кровь стариков, растоптанных детей” в “беспрестанной” и “напрасной” вражде людей.
Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы. Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога, но сомневается в большинстве принципов библейской веры.
Бог и природа противостоят у него мятежному, “вечному ропоту” человеческого “Я” . Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:
“Час разлуки, час свиданья, Им не радость ни печаль; Им в грядущем нет желанья, И прошедшего не жаль… Будь к земному без участья И беспечна, как они!”.
Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт.
Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.
Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области, “На светские цепи”). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение “Нищий”, адресованное Е. А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.
Краткое описание и характеристика мотивов творчества Михаила Лермонтова пригодится ученикам 9 классов для презентации или сочинения на тему “Основные мотивы лирики Лермонтова”.
Основные мотивы лирики Лермонтова