Рассказ “Хамелеон” был впервые напечатан в журнале “Осколки” в 1884 году. Как во многих других рассказах этого времени, Чехов разоблачает в нем самодурство представителей власти и рабское сознание людей.
В одном эпизоде Чехов отразил типическое явление действительности -“хамелеонство”. Это передано уже в заглавии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и городовой Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того, с кем имеет дело: угодлив по отношению к сильным и деспотичен
Комическую основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьезной “проблемы”.
Комический эффект усиливается самим построением центрального эпизода: это цепь “превращений” Очумелова. Причем “хамелеоном” оказывается не только представитель власти, но и пострадавший Хрюкин, и обывательская толпа.
Шесть раз городовой Очумелов меняет свою позицию: то он принимает вид человека “власть имущего”, говорит строго, величественно “шевеля бровями”, глубокомысленно “обдумывая положение”, и принимает строгое решение: наказать хозяина “безнадзорной” собаки, а самого пса уничтожить. Очумелов уже предчувствует удовольствие “сорвать штраф” с хозяина собаки, как внезапно в толпе кто-то высказывает предположение, что собака принадлежит генералу. Очумелов тут же принимает другую “окраску”. Он берет под защиту собаку, и виновником оказывается Хрюкин: “Ты ведь известный народ!
Знаю вас, чертей… Не рассуждать!”
Резкими переходами в речи главного персонажа Чехов достигает комического эффекта: обнаруживается то деспотическая, то рабья сущность натуры Очумелова. У читателя создается впечатление, что самоуправство, деспотизм и угодничество – одинаковые увечья.
Показывая одновременно с “трансформациями” Очумелова превращения Хрю-кина, Чехов подчеркивает типичность хамелеонства. Толпа обывателей, занимающая выжидательную позицию, дополняет общую картину угодничества, рабского сознания, создающих условия для процветания Очумеловых. В рассказе Чехова оба порока: и самоуправство, и угодничество выглядят одинаково унизительными для человека.
Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”