Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Осень” и Ф. И. Тютчева “Осенний вечер”)
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, “дышали с природою одной жизнью”, как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. Никитина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и многих других авторов нашли отражение разные времена года и в обобщенных картинах (например, “Унылая пора! Очей очарование!”), и в их прекрасных мгновениях (“О первый ландыш!”).
Нельзя сказать, что какое-то время года удостоилось большего или меньшего творческого внимания. Просто в каждом состоянии природы поэт может увидеть и услышать созвучие своим мыслям и чувствам.
Вот перед нами два “осенних” стихотворения М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева: “Осень” и “Осенний вечер”.
Одно из них, стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей. Определяющими здесь являются слова: “поникли”, “мрачную”, “не любит”, “скрыться”, “тускл”. Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой-то потери. Но Лермонтов – поэт, видящий мир ярким и полным движения. Так и в этом небольшом произведение присутствует яркая цветовая гамма: сочетание желтого, зеленого, серебряного, а глаголы составляют здесь почти треть среди самостоятельных частей речи. В первых двух строках употребление трех глаголов подряд сразу создает впечатление осеннего ветра, свежести.
Следующая картина противоположна первой: она статична: “Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят”. Но прием олицетворения оживляет и ее.
А вот и человек – пахарь, закончивший свой тяжелый труд на земле. Да, отдыхать меж цветов ему теперь долго не придется, но ведь таков закон жизни, и безнадежной грусти в этой картине тоже нет.
Все живое встречает по-своему осень, поэтому и “зверь отважный скрыться где-нибудь спешит”. Интересен эпитет “отважный”, им М. Ю. Лермонтов передает восхищение разумной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму.
В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.
Также сумел уловить “умильную, таинственную прелесть” в осенних вечерах Ф. И. Тютчев. Этот поэт чувствует едва заметные переходы от поздней зимы к ранней весне или от позднего лета к ранней осени. Природа в его стихах живая, деятельная, будто она ведет сама свой календарь.
В стихотворении “Осенний вечер” запечатлен переход грустно-сиротеющей природы к сходящим бурям, остановлено мгновение увядания, изображена таинственная душа живого мира, страдающего от ухода пестроты деревьев, туманной и тихой лазури. Поэтому так естественна в конце стихотворения параллель этого состояния природы с миром существ разумных, кротко и стыдливо переносящих неизбежные страдания. Обращает на себя внимание эпитет “зловещий”, таким увиден Тютчевым блеск осенних листьев. Это слово выделяется в ряду других образных определений стихотворения: “тихая лазурь”, “грустно сиротеющая земля”, “кроткая улыбка”. Приведенные эпитеты оставляют впечатление замирающей жизни, усиленное словами “ущерб, изнеможение”, и поэтому пестрота деревьев с багряными листьями на этом фоне кажется какой-то вызывающе-неестественной; обманчивой, а потому “зловещей”.
Стихотворение написано Тютчевым как бы на одном дыхании, потому что в нем всего лишь одно предложение, в котором слились в единое целое душа человека и душа природы.