“…ОНИ ЛУЧШИЕ ИЗ ДВОРЯН

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” появился в 1862 году. С тех пор и до настоящего времени он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами. Тургеневу как великому художнику удалось раскрыть в “Отцах и детях” политический смысл идейной борьбы основных общественных и классовых сил в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции дворян-помещиков и революционных демократов.

По

своим убеждениям Тургенев был умеренным либералом, сторонником постепенного, реформистского преобразования России. Он был противником революционных восстаний и не верил в перспективность революционной демократии. Но в то же время постоянные жизненные наблюдения убеждали писателя, что демократы – большая сила. И как художник, тонко улавливающий новые веяния эпохи, Тургенев почувствовал, что именно из демократической среды должен выйти ожидаемый всеми в 60-е годы новый герой. В результате этих размышлений вскоре появился роман “Отцы и дети”, где центральным героем является разночинец-демократ Базаров.

Как же изображены в этом романе главные противоборствующие общественные силы?

Основным и единственным выразителем демократической идеологии здесь является Евгений Базаров. Тургенев наделил его любовью к точным наукам и труду, материалистическими взглядами, способностью оказывать влияние на окружающих. Однако главный герой не остается таким на протяжении всего романа. Писатель во второй половине “Отцов и детей” изменяет облик Базарова, лишает его веры в народ и в будущее России, приводит к пессимизму, то есть делает не похожим на подлинных революционеров-демократов. Он думал о них как о большой силе, но преходящей, которая должна уступить свое место реформаторам-постепеновцам. Вот почему Базарова писатель заставил умереть от случайного пореза пальца.

Идейными антагонистами героя оказались либералы-дворяне, которые уже обнаружили свою экономическую и политическую слабость. Тургенев доказал, что историческая роль дворянством уже сыграна и ему надо уступить место разночинцам. Вот почему писатель изображает либералов людьми слабыми.

Главный идейный противник Базарова – Павел Петрович Кирсанов.

Кирсанов невзлюбил его за взгляды на жизнь, присущие нигилистам. Все мысли Павла Петровича сводились к тому, чтобы сохранить старый порядок. Главный герой стремился этот порядок уничтожить. Павел Петрович постоянно спорит с Базаровым о науке, самодержавно-крепостническом строе, крестьянах, “правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон”. “Волосатый” – так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Его аристократизм на английский манер сводится к слепому поклонению всему английскому – от парламента до рукомойников. Тургенев подчеркивает, что Павел Петрович придерживался своих либерально-аристократических принципов, был тверд и последователен в борьбе за их осуществление. Однако сами по себе его принципы мертвы, обречены историей. Павел Петрович в конце романа покидает свою родину, переезжает в Дрезден, перестает читать русские книги, и только “серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе напоминает ему о России”.

Но и умеренный либерал Николай Петрович выглядит тоже беспомощно и жалко (недаром он говорит, что “пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди”), а его игра в демократизм и лавирование между старым и новым иногда становятся смешными. Тургенев со всей реалистической беспощадностью показывает результаты деятельности либерального дворянства: полный развал хозяйства (мужики не платят оброка, наемные рабочие портят сбрую), обнищание крепостных крестьян.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, ему очень нравятся теории Базарова и он старается подражать главному герою, выдавая себя за нигилиста. Но, часто забывая о своей новой роли, Аркадий заступается за родственников, пытаясь убедить Базарова, что Николай Петрович “золотой человек”. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное сходство с либералами, освобождается из-под чуждого влияния друга и находит свое душевное спокойствие с Катей Одинцовой. Он из случайного попутчика нигилиста превращается в спокойного, уравновешенного мужа, либерального помещика, не осмеливающегося даже громко предложить тост за своего бывшего товарища. Д. И. Писарев был прав, сравнив Аркадия с куском чистого и мягкого воска: “Вы можете сделать из него все, что хотите, но зато после вас всякий другой точно так же может сделать с ним все, что этому другому будет угодно”.

На примере Кирсановых Тургенев показал лучших дворян того времени. Но даже эти лучшие не могли изменить ход событий XIX века. Власть в руках у дворянства находилась очень долго, и мало чего хорошего осталось после него. В стране был голод и нищета крестьян, Россия отстала в развитии от других зарубежных стран.

При помощи споров в романе Тургенев показал, кто будет владеть будущим: побеждает Базаров. “Это торжество демократизма над аристократией”, – пишет Иван Сергеевич в письмах. Значит, следующий шаг будет за революционерами-демократами.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

“…ОНИ ЛУЧШИЕ ИЗ ДВОРЯН