ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”
Более трехсот лет назад появилась на свет комедия Мольера “Мещанин во дворянстве”. Времена изменились, кардинально изменились условия человеческой жизни, но интерес к комедии Мольера не ослабевает. Как и три сотни лет назад, читатели и зрители восхищаются мастерством драматурга, смеются вместе с ним над пошлостью и невежеством, лицемерием и чудачествами его героев. В чем же секрет долголетия и успеха произведения великого французского драматурга? Прежде всего в
По мнению классицистов, человек одарен “силою, рассудительно размышляющей”. Эта сила проявляется в разуме и воле. Назначение разума – познавать истину, воля же помогает следовать добру, предпочитать полезное, отличая его от вредного. Истина во все времена считалась целью познания, а добро – смыслом всех человеческих деяний. Человек – существо свободное, наделенное умом и свободной волей. Ему свойственно стремиться к прекрасному, величественному, высокому.
Господин Журден также стремился к прекрасному, высокому и величественному, которое в его воображении было связано с титулом дворянина. Мечта стать дворянином целиком овладела этим человеком и определила все в его поведении.
Утро господина Журдена начинается с уроков музыки, танцев, фехтования и философии, которые призваны преодолевать его невежество. Однако учителя, нанятые Журденом, по-разному относятся к своим обязанностям: если учитель танцев искренне желает успехов своему ученику, то учитель музыки ставит на первое место его платежеспособность. Он считает, что Журден глуп, “судит… обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке”. В конце концов, учителя затевают бессмысленный спор на предмет, чье ремесло лучше. Учитель философии, подоспевший как раз в разгар спора, пытается помирить драчунов: ни суетная слава, ни положение в обществе не являются, по его мнению, причиной раздора между людьми. “Чем мы резко отличаемся друг от друга, так это мудростью и добродетельностью”, – твердит философ, пока дерзость трех “изрядных нахалов” не задевает его честь. В конце концов философ оставляет свои глубокомысленные размышления о добродетели, и просветители, светочи искусства и науки как свора бездомных псов набрасываются друг на друга: “Жулики, прощелыги, продувные бестии, проходимцы!” – вопит философ.
Казалось бы, только Журден смешон в этой ситуации: его нещадно используют все окружающие. Но, с другой стороны, в отношениях с Журденом эти окружающие отражаются, словно в зеркале: все их дурные черты характера оказываются на всеобщем обозрении. Прежде всего, учителя демонстрируют свое корыстолюбие и жажду славы. Они, выражаясь словами известной поговорки, мечут бисер перед Журденом в надежде немного подзаработать себе на жизнь. Подмастерья портного проявляют по отношению к Журдену лакейство, верноподданничество. Почувствовав слабую струну в его характере, они называют его “вашей милостью”, “вашим сиятельством”, “вашей светлостью”. Журден признается, что если бы дошло до “вашего высочества” , он остался бы без кошелька: “Вовремя остановился, а то бы я все ему отдал”.
В то же время в комедии присутствуют персонажи, которые пытаются образумить Журдена. Молодой мещанин Клеонт, влюбленный в Люсиль, дочь главного героя, честный, открытый и искренний молодой человек. Он считает, что ложь – один из самых непростительных грехов, а добродетельным и благородным человек может стать независимо от своего происхождения. Клеонт приходит к Журдену и просит руки его дочери: он любит Люсиль, а Люсиль любит его. Однако Журден не перестает жить надеждой. С одной стороны, это желание продиктовано отеческой заботой выдать дочку замуж за молодого человека из высшего общества, а с другой – Журденом руководит порядочный эгоизм: в угоду собственным представлениям о порядочности и благонравии он готов принести в жертву даже личное счастье своей дочери. То, что Журден отказывается воспринимать правду, питая несбыточные иллюзии, – своего рода душевная болезнь, от которой еще не придумано лекарств: Журден не способен на компромисс, он слышит только себя, понимает только себя. Именно поэтому Клеонт вынужден пойти на обман, который, на мой взгляд, в данном случае вполне оправдан, ведь справедливость в конце концов восторжествовала – влюбленные смогли соединить свои судьбы.
Одна из особенностей творческой манеры Мольера – народность. Драматург любил народ, прислушивался к его мнению, активно использовал фольклорный материал – пословицы, поговорки, поверья, народные песни, которые привлекали Мольера непосредственностью, простотой, искренностью.
Теоретик классицизма Буало, высоко ценивший творчество Мольера, обвинял его в том, что он “слишком народен”. Народность комедий Мольера, в том числе и “Мещанина во дворянстве”, которая проявлялась и в содержании, и в форме, была основана на народных традициях. Мольер следовал этим традициям в своем литературном и актерском творчестве, всю жизнь сохраняя пристрастие к демократическому театру. О народности творчества Мольера свидетельствуют и его народные персонажи. В “Мещанине во дворянстве” это слуга Ковьель и служанка Николь, в которых драматург выразил характерные национальные черты французского характера: веселость, общительность, приветливость, остроумие, ловкость, удаль, здравый смысл. Николь не боится открыто смеяться над господином, увидев его смешное цветастое одеяние. По словам госпожи Журден, у Николь побольше ума, чем у ее господина. Ковьелю принадлежит гениальная идея разыграть господина Журдена, уловку слуги оценивает даже граф Дорант, дворянин, на которого так стремился быть похожим Журден: “Я не догадываюсь, какая именно это ловушка, но зато догадываюсь, что успех ей обеспечен, коль скоро за дело берешься ты”. Таким образом, похвала народной смекалке звучит из уст изысканного дворянина! Думается, не просто было драматургу решиться на такой ход.
В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер достиг высокого уровня художественного мастерства, это определило жизнь его произведения за пределами эпохи. Сила эмоционально-психологического воздействия комедии на современников, так же как и на зрителей в последующие эпохи, определялась глубиной разработки драматургом общечеловеческих нравственных проблем и их художественной правдой.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”