ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (“Илья Муромец и Соловей-разбойник” и “Вольга и Микула Селянинович”)
1 вариант
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец,
Герои былин – могучие богатыри – воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь – крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность – у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь – Алеша Попович – смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
Для былин характерны гиперболы – преувеличения, помогающие ярче показать богатырей и их подвиги.
Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами “не пиваючи, не едаючи”, подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, “скоки” их богатырских коней “по пятнадцать верст”. Конечно, такого не может быть.
Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
Князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет ” выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”. Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые “серому волку в три дня не обскакать”, “черному ворону в день не облететь”.
На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: “В старину люди были вовсе не такие, как теперь, – богатыри”.
2 вариант
Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
Одни из самых известных героев многих былин – Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина – защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские (“нагнано-то силушки черным-черно…”):
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает…
А богатырь выходит сам против “силушки великой” и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
Он стоял заутреню во Муроме,
Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град…
Как и Илья Муромец, Микула Селянинович – представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
А у оратая кудри качаются –
Как скатен жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя…
Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.
ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (“Илья Муромец и Соловей-разбойник” и “Вольга и Микула Селянинович”)