Произведение Островского “Лес” создано для постановки на сцене. В своей комедии писатель сумел охватить довольно широкий круг социальных слоев, показал вместе людей, которых раньше невозможно было бы представить героями одного произведения. В комедии “Лес” можно встретить и представителей уездного дворянства, и провинциальных актеров, и купцов, и бедную воспитанницу, и недоучившегося гимназиста.
Взаимоотношения этих людей настолько наигранны, неестественны и картинны, что весьма напоминают игру актеров в театре, поэтому
Главный спектакль разыгрывается богатой помещицей Раисой Павловной Гурмыжской.
Действие спектакля завязывается, когда Гурмыжская приглашает в усадьбу своих соседей – Милонова и Бодаева – для составления завещания. В этом спектакле она играет роль добродетельницы, все деньги которой, по ее словам, “принадлежат бедным”; причина этой игры в том, что она якобы чувствует приближение своей смерти. Милонов и Бодаев выступают здесь в качестве “зрителей”.
Они уговаривают Гурмыжскую пожить еще, так как она “строгостью своей жизни украшает всю губернию”. Эти же герои являются зрителями при развязке спектакля Гурмыжской. Ее планы меняются, и теперь она играет роль героини-любовницы, собирающейся выйти замуж за сына своей подруги, недоучившегося гимназиста.
Помимо самой Гурмыжской и молодого человека Буланова, в ее спектакле, помимо своей воли, занята еще одна героиня – Аксюша, “дальняя родственница” Гурмыжской, “бедная девица лет 20ти”. Их взаимоотношения являются очевидной и довольно комичной пародией на любовный треугольник, столь традиционный для художественных произведений. Гурмыжская насильно заставляет Аксюшу играть роль невесты Буланова. Но та отказывается выходить замуж и открыто заявляет о своем нежелании участвовать в этой “комедии”.
Однако Раиса Павловна настаивает на их помолвке, и Аксюша с Булановым волей неволей оказываются женихом и невестой. Что же касается Буланова, то он просто вынужден принять отведенную ему роль. Он то изображает жениха Аксюши, то друга племянника Гурмыжской, то превращается в “первого любовника” владелицы поместья, а затем и вовсе в предполагаемого супруга богатой вдовы. Но мы замечаем то, что он с удовольствием подыгрывает Гурмыжской, поскольку понимает, что от качества его игры зависит отношение к нему владелицы поместья, а следовательно, и его дальнейшее благосостояние.
В свои “младенческие годы” он уже научился подыгрывать, угождать. Гурмыжская пользуется его талантом: он ей нужен для подтверждения роли благодетельницы: “Ну, теперь, господа, судите меня, как хотите. Я решилась сделать три добрых дела разом… Успокоить мать, дать средств сыну и пристроить свою племянницу”. Затем, когда она с легкостью выходит из этой роли и разрушает несуществующую помолвку племянницы с Булановым, с радостью принимается за новую роль мученицы, которая выходит замуж лишь для того, “чтоб устроить имение, и чтоб оно не досталось в дурные руки”.
Но на самом же деле Раиса Павловна просто потакает своей прихоти. Таким образом, Гурмыжская постоянно играет комедию. Она даже сама говорит о своей жизни как о спектакле: “Играешь-играешь роль, ну и заиграешься”.
Отношения Гурмыжской с купцом Восмибратовым тоже напоминают игру. Они постоянно разыгрывают друг перед другом комедию, любезничают даже тогда, когда обманывают друг друга и стараются сохранить деловые отношения.
Другой спектакль разыгрывают племянник Гурмыжской – Геннадий Несчастливцев, провинциальный актер. В усадьбе Гурмыжской он играет роль благородного, но бедного родственника, которых приехал навестить свою любимую тетушку, но не хочет, чтобы она узнала о его полунищенском существовании, и представляется полковником в отставке. Речь Несчастливцева состоит из ловко смонтированных цитат из ролей, сыгранных им на сцене.
Он настолько заигрывается, что не видит реальной жизни, происходящей в усадьбе, и не замечает подлинного отношения к нему его тетушки, которая считает его глупым человеком и простаком. На эту действительность Несчастливцеву открывает глаза его приятель, комедийный актер Счастливцев, изображающий его слугу.
Эффектом комического обладает сочетание двух разных амплуа в одной роли, и это сочетание можно наблюдать практически в каждом герое комедии. Гурмыжская играет и знатную даму-добродетельницу и героиню-любовницу. В образе Несчастливцева сливаются характеры двух персонажей: барина и бродяги.
Буланов одновременно является и комическим любовником, и простаком, который сталкивается с обычными житейскими проблемами: как незаметно выкурить папироску, как носить усики, несмотря на свой юный возраст.
Итак, испытание жизни театром заканчивается поражением последнего и торжеством живых и искренних чувств. Пьеса завершается монологом Несчастливцева, плавно переходящего в монолог Карла Моора из “Разбойников” Шиллера. В своей речи он обвиняет общество пеньков в поддельности, равнодушии и эгоизме.
Несчастливцев поднимается до того, чтобы выступить критиком этого “леса”. Он возвышается до уровня трагического героя – становится практически вровень с Чацким. Несчастливцев, как и герой комедии “Горе от ума”, бросает вызов обществу, в котором разочаровался; уходя, он говорит: “Если придет тройка, ты вороти ее, братец, в город; скажи, что господа пешком пошли”.
И мы понимаем, что несмотря на то, что он выступает своего рода резонером в этой комедии, Островский подчеркивает, что и его жизнь тоже игра, ведь даже в последней своей реплике он неискренен: ведь зритель прекрасно понимает, что никакая тройка за ним прийти не может.
Образ театра и мотив театральной игры в комедии Островского “Лес”