Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”

Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”.

С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему.

В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным цар-ством”, а Катерину “лучом света в нем”. На мой взгляд, этот город действительно можно назвать “темным царством” из-за

глубокой его изолированности от внешнего мира в мо-ральном плане. Катерина же противопоставляется почти всем персонажам пьесы и всему городу Калинову.

Это противопоставление возникает из-за несовместимости характера Каретины и нравов города Калинова, что и приводит к трагическому концу.

Сначала я расскажу об образе Катерины, основываясь на критике Добролюбова. Образ Катерины природный, основанный на природном начале, так как, по словам Добро-любова, “Катерина не убила в себе человеческую природу…” Характер Катерины может показаться идеальным по сравнению со всеми другими персонажами драмы:

“Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным нача-лам… Характер… созидающий, любящий, идеальный…

Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил… Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей”. Катерина стремится к свободе, ду-ховному раскрепощению, “новой жизни”.

Однако в образе Катерины есть и некоторая противоречивость: “В сухой однооб-разной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды, она по-стоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окру-жающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Ка-терины, даже ее собственные понятия о добре и зле”.

В драме рассказывается о взаимоотношениях Катерины и Бориса. Катерина полю-била Бориса “на безлюдье” по нескольким причинам: она нуждалась в любви, ее чувства как жены и просто женщины были оскорблены, ее мучила смертельная тоска, однообраз-ная жизнь, наконец, она желала “воли”, “простора”. Катерина борется сама с собой, но в конечном итоге оправдывает себя.

Теперь о средствах создания образа Катерины. Все эти средства можно разделить на три группы: традиции устного народного творчества, церковно-житийные образы в на-родном понимании и речевая характеристика. Среди традиций устного народного творче-ства можно выделить мотивы народных песен , обращение к “другу милому”, без которого не мил белый свет , обращение к “буйным ветрам” , образ “могилушки” . Из церковно-житийных образов в народном понимании вы-деляются посещение церкви , рассказы странниц , сны Катерины . Также в драме как речевая характеристика используются просторечные выражения .

Я полагаю, что “Гроза” является одной из лучших работ А. Н. Островского и явля-ется актуальной даже сегодня.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”