Обдумывание темы и определение идеи сочинения

2. Обдумывание темы и определение идеи сочинения

Правильно определить вещь, почти разгадать ее природу.

Г. П. Федотов

Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает

Н. Буало

На этом этапе работы Вы должны решить двуединую задачу, которая определит результат Вашего сочинения. Вот она.

1. Обдумать тему – значит уяснить, о чем должно быть сочинение. Для этого следует проанализировать каждое слово в формулировке темы, найти ключевое слово (словосочетание), которое даст ключ к ее пониманию, “откроет” тему, поможет Вам определить

идею Вашего сочинения. Помните! В формулировке каждой темы заключен ответ на вопрос – о чем писать! Неправильное определение ключевого слова приведет, в конечном счете, к неверному раскрытию темы, что, в свою очередь, скажется на оценке Вашего сочинения.

Ключевыми словами в формулировках значительного числа тем могут быть литературоведческие термины, философские понятия, нравственные категории. Например, “Тема мошенничества в русской литературе XIX века”, “Какова судьба Печорина и его мысли о судьбе?”, “Тема дружбы в романе А. С. Пушкина”. Появление таких тем можно и должно предугадать, что позволит Вам заранее к ним подготовиться. Обратите внимание на таблицу. Определите значение предложенных ключевых слов. Дополните эту таблицу другими ключевыми словами.

Литературоведческий

Философское

Нравственная

Термин

Понятие

Категория

Автор

Бог

Выбор

Герой

Бытие

Долг

Деталь

Власть

Добро и зло

Жанр

Воля

Добродетель

Идея

Грех

Дружба

Композиция

Душа

Мораль

Конфликт

Идеал

Подвиг

Сюжет

Истина

Порок

Тема

Личность и общество

Совесть

Тип

Мировоззрение

Счастье

Образ

Судьба

Честь

Обратите внимание, что третью графу нашей таблицы можно пополнить и “безнравственными категориями”: ложь, лицемерие, невежество, ханжество и др.

2. Определить идею – значит определить свое, личное, предельно индивидуальное понимание темы. Помните! Тема предлагается общая для части абитуриентов, но каждый пишущий сочинение должен предложить личное, авторское понимание этой темы, что и придаст Вашей работе неповторимость и индивидуальность. Стремитесь к тому, чтобы идея Вашего сочинения была оригинальна, интересна и доказательна.

Полезные советы.

Для успешного решения этой задачи на вступительном экзамене необходима подготовительная работа (самостоятельная или на уроках литературы): анализ 4-6 близких тем, что позволит лучше понять своеобразие каждой из них. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся определяли идею и формулировали ее как устно, так и письменно. Письменная формулировка идеи – зерно сочинения. Чем больше таких “зерен” будет в запасе абитуриента, тем успешнее будет его работа на вступительных экзаменах. Иногда полезнее вместо написания одного сочинения обдумать тему и определить идею нескольких сочинений, которые Вы сможете написать на выпускном или вступительном экзамене.

Опыт работы свидетельствует, что “ключевое слово” в формулировке темы находится быстро и чаще всего правильно. На верное обдумывание темы затрачивается времени значительно больше. И крайне редко можно услышать верную и точную формулировку идеи сочинения

– конкретно выраженной мысли, о чем же Я буду писать. Иногда во время обдумывания темы и определения идеи сочинения учащиеся неоправданно сужают тему.

Итак, без четко определенной идеи – о чем я буду писать сочинение

– работа не может быть продолжена.

Возьмем темы:

1. Мое отношение к Татьяне Лариной;

2. “Я так люблю Татьяну милую мою…”;

3. “Татьяны милый идеал”;

4. “Татьяна русская душою”;

5. Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина “Евгений Онегин”.

В первой теме ключевым словом будет “мое отношение”, следовательно, Вы должны написать сочинение о Вашем личном отношении к пушкинской героине. Определим идею: какие стороны характера и поступки героини вызывают у Вас симпатию какие – антипатию, какие – неоднозначную оценку. Простота этой темы кажущаяся. В центре – Ваше личное отношение к Татьяне Лариной, но Вы должны сравнить свое отношение с отношением

– автора романа – А. С. Пушкина;

– героев романа – Онегина, Ленского, Ольги, гостей Лариных, представителей московского и петербургского общества;

– исследователей романа – В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Ю. М. Лотмана; Я. М. Смоленского, Н. Г. Долининой и др.;

– читателей романа.

Аналогичная схема может быть использована и в других темах, где ключевыми будут слова “мое отношение”. Помните, что Ваше отношение к героям может со временем измениться. Причиной тому может стать новое прочтение произведения или знакомство с новыми исследованиями. Вы можете написать в своем сочинении, как и под влиянием чего изменилось Ваше отношение к литературному герою.

Полезные советы.

Темы типа “Мое отношение…” крайне важны для работы над сочинением. Они помогают сформировать критическое отношение пишущего к предмету анализа, письменно изложить свои доводы “за” и “против”. Впоследствии при работе над сочинением в жанре рецензии Вы почувствуете, насколько это было важно.

Во второй теме ключевым словом будет слово “люблю”, и в этом сочинении следует уже говорить об отношении автора – А. С. Пушкина – к своей героине: за что поэт любит Татьяну Ларину.

Близка к этой теме и третья – “Татьяны милый идеал”, где ключевыми словами будут “милый идеал”. Обратитесь к своей таблице: слово идеал имеет два значения. Одно из них – “совершенное воплощение, лучший образец чего-либо”. Обратите внимание: Татьяна не просто идеал, но “милый”. Подумайте, что поэт вкладывал в это слово? Татьяна Ларина – литературный идеал А. С. Пушкина. Кому и в каком стихотворении адресованы такие слова поэта: “чистейшей прелести чистейший образец”?

В четвертой теме ключевыми словами будут “русская душою”. В этом сочинении следует говорить о русских национальных чертах в характере Татьяны Лариной. Это

– имя, связанное с “воспоминаньем старины иль девичьей”;

– воспитанье няни – “Филипьевны седой”;

– любовь к природе – “с ее холодную красою любила русскую зиму”;

– вера в “преданья простонародной старины”, сны, карточные гаданья;

– черты характера: верность, преданность, искренность.

Обратите внимание, что русское национальное начало для поэта определяется не столько знанием родного языка (“она по-русски плохо знала”), сколько состоянием души.

В последней, пятой, теме ключевым является слово “образ”.И здесь следует уйти от конкретной темы и осознать, что включает в себя это литературоведческое понятие. Возможно такое рабочее определение: “Образ – это творение писателя, живущее на страницах его произведения”. Следовательно, творением писателя может стать образ человека, вещи, природы, города, страны и т. д., а художественное произведение – сложная система образов. Отсюда возникают такие вопросы:

– как создан образ, какие художественные средства использовал при этом писатель;

– какое место занимает данный образ в структуре произведения, какую роль играет?

Ответив на эти вопросы (выяснив специфику образа), Вы сможете раскрыть тему сочинения.

При этом необходимо помнить, что художественный образ как явление творческого сознания писателя несет в себе два начала: индивидуальное и типическое, которые находятся в неразрывном единстве. Первое делает образ запоминающимся, отличным от других, второе узнаваемым, чем-то напоминающим другие. Вспомним, что писатель создает новую реальность, свою реальность, но эта реальность должна напоминать окружающую действительность.

Так, например, образ Москвы в русской литературе первой половины XIX века – соединение типического, общего, и индивидуального, личного. Характерные, типические особенности – патриархальность уклада, неизменность нравов ее обитателей – подчеркивает как А. С. Грибоедов в “Горе от ума”:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел;. а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах, так и А. С. Пушкин в “Евгении Онегине”:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна.

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп,

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг мосье Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж…

Ю. М. Лотман указывал “на очевидную ориентацию Пушкина на изображение Москвы в комедии “Горе от ума”. Эта ориентация проявляется как на языковом уровне (тот же – так же), так и на образном. Проследите своеобразную перекличку.

“Ну, что ваш батюшка? Все английского клоба

Старинный верный член до гроба?”

– спрашивает Грибоедов.

“А он, все клуба член исправный”, – отвечает Пушкин.

Не только в романе, но и в письмах Пушкин обращается к “Горю от ума”. “Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь – как тетки хотят. то ли дело в Петербурге. Заживу себе мещанином припеваючи, независимо и не думая о том, что скажет Марья Алексеевна”, – читаем мы в письме Пушкина Плетневу (13 января 1831 года).

Вместе с тем пушкинский образ Москвы отличается от грибоедовского. Для автора “Евгения Онегина” Москва – это звук, в котором много “для сердца русского слилось”, именно с этим звуком связана победа над Наполеоном. Москва Пушкина – это столица, где, “как жар, крестами золотыми горят старинные главы”, где церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг…”.

И здесь интересна другая поэтическая параллель: Пушкин-Лермонтов. В поэме М. Ю. Лермонтова “Сашка” звучит следующее признание Москве:

Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

И далее прямая перекличка с “Евгением Онегиным”: Кремль, Наполеон.

Ю. М. Лотман обращает внимание на тройной эпиграф, предпосланный седьмой главе романа: “Смысл тройного эпиграфа в противоречивости его составных частей: одический стиль панегирика, легкая ирония и резкая сатира; изображение историко-символической роли Москвы для России, бытовая зарисовка Москвы как центра частной, внеслужебной русской культуры XIX века и очерк московской жизни как средоточия всех отрицательных сторон русской действительности”.

Обратите внимание, как быстро одический стиль панегирика (7, XXXVI-XXXVII) сменяется в романе легкой иронией (7, XXXVIII), так же, как несется возок Лариных. И вот уже картины Кремля и Петровского замка сменяются картинами Тверской и ее магазинов, окраин Москвы и ее обитателей, а золотые кресты на старинных главах облепляют “стаи галок”.

_________________________________________________________

Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб, 1995. – С.700.

2 Там же. С.686..

Вопросы и задания.

Обдумайте тему и определите идею сочинения “Образ Петербурга в русской литературе XIX века” и “Образ Петербурга в поэзии “серебряного века””. Пусть своеобразной подсказкой к первой теме станут слова В. Набокова: “Пропущенный сквозь восприятие Гоголя, Петербург приобрел ту странность, которую приписывали ему почти все столетие…”, ко второй – слова А. Ахматовой: “Достоевский и бесноватый город в свой уходил туман.”

Несколько иной подход должен быть к теме, связанной с образом персонажа.

Индивидуальные черты этого образа в основном определяются

– портретной характеристикой (помните, что портрет важен не сам по себе, а как средство психологической характеристики персонажа);

– речевой характеристикой (ее роль возрастает при анализе драматического произведения);

– пейзажем,

– интерьером,

– вещами и отдельной вещью, принадлежащими герою;

– отношением героя к окружающим и окружающих к нему;

– отношением к герою автора произведения;

– местом героя в персонажной системе произведения.

(Не всегда автор дает подробную портретную речевую характеристику, исчерпывающее описание пейзажа, интерьера, вещи. Иногда описание сводится к отдельным штрихам или одной детали. “Точная деталь часто заменяет образ. Точная деталь становится биноклем, приближающим предметы и делающим их выпуклыми”, – отметил М. Светлов).

Существенную сторону характеристики образа составляет отношение

– к социальной среде и обществу,

– к государственному устройству,

– к идейно-политическим и философским течениям своей эпохи.

Но в каждом образе помимо индивидуальных черт воплощены типические, наиболее существенные, присущие определенному типу людей определенного социального круга определенной эпохи.

Таким образом, помимо индивидуальных черт, о которых мы уже говорили выше, в пушкинской героине есть и такие, которые сближают и с грибоедовской Софьей, и с толстовской Наташей, и с пушкинской Машей (повесть “Дубровский”).

“Ей сна нет от французских книг”, – сетует Фамусов по поводу Софьи, “ей рано нравились романы; они ей заменяли все”, – замечает Пушкин о Татьяне.

Обратите внимание, что писатель зачастую наделяет своих героев рядом общих черт. В этом случае понятие “тип” сужается до пушкинского типа, тургеневского типа (“тургеневская девушка”).

“Нет. Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского. Я согласилась, я дала клятву, князь мой муж”, – говорит Маша Дубровскому.

“Я вас люблю, (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна”, – говорит Татьяна Онегину.

Итак, полная характеристика образа включает в себя анализ индивидуальных черт и типических особенностей героя в их неразрывной связи, органичном единстве. Наиболее полно образ раскрывается, когда он поставлен в соответствующие условия, обстоятельства: быт, среда, эпоха.

Полезные советы.

Здесь хотелось бы предостеречь от упрощенной, однозначной характеристики того или иного литературного героя. Речь пойдет о Татьяне Лариной, Сергее Сергеевиче Скалозубе и Павле Ивановиче Чичикове.

“Итак, она звалась Татьяна…”.

Напишите мини-сочинение “Как я представляю себе Татьяну Ларину”, сосредоточив внимание на внешнем облике героини Пушкина. Сложность данного задания состоит в том, что автор не дал нам ее портрета.

Можно предположить, что Вы создали образ не очень красивой внешне, но богатой внутренне натуры. Причина такого видения как в отсутствии портрета, так и строках Пушкина: “Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей” . Обратим внимание на слова: “ни красотой сестры своей”. О красоте Ольги – “глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан” – сказано двумя строфами выше. Значит, красота Татьяны иная, нежели красота Ольги. Какая?

По всему тексту романа рассыпаны слова, свидетельствующие о красоте Татьяны: “головка томная”, голосок “нежней свирельного напева”, “ножка милая” (не такие ли ножки воспевает поэт в XXX – XXXIV строфе первой главы своего романа), “прелестное плечо”, “прелестный пальчик” (ср. о Н. Н. Гончаровой “чистейшей прелести чистейший образец”).

Итак, “перед нами бледноликая, тоненькая (в VII главе московские девицы ее находят… “бледной и худой”), скорее девочка, чем девушка, с темными (“темнеющими”) печальными глазами и диковатограциозными (“лань лесная”) движениями. Томная головка (“головушка”) склоняется к прелестному плечу; лицо отражает малейшие движения души (страх, радость, смущение, усталость и т. д.), тонкие (дрожащие при волнении) руки с прелестными пальчиками; милые маленькие ножки”1.

______________________

Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум. Еще одно прочтение А. С. Пушкина. – М., 1976. – С.89 – 90.

О красоте Татьяны говорит и отношение к ней – самого поэта, назвавшего героиню “красавицей моей”;

– Онегина, прекрасного изучившего “науку страсти нежной” и знавшего толк в предметах этой науки;

– петербургского света, в глазах которого “беспечная прелесть” Татьяны выше “мраморной красы” Нины Воронской.

Ольга красива. Татьяна прелестна. Красота Ольги – красота обыкновенная, красота книжная (“любой роман откройте”), красота “глупой луны на этом глупом небосклоне”.

Поэт устами своего героя говорит: “В чертах у Ольги жизни нет, точь-в-точь в Вандиковой мадонне”.

Одинаковость, неизменность душевного настроя Ольги в любой ситуации подчеркивается А. С. Пушкиным во II главе:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела… .

Онегин, впервые увидев сестер Лариных, советует юному поэту изменить свой выбор (“я выбрал бы другую, когда я был, как ты, поэт”) в пользу Татьяны, но Ленский не может этого сделать, ибо он является своеобразной копией своего предмета поклонения. Ср. характеристику Ленского:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч…

Он в песнях гордо сохранил

Всегда возвышенные чувства. .

Всегда, везде одно мечтанье,

Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль. .

Интересно отметить и следующее.

В. Г. Белинский считал, что Ольга, “вышедши замуж, сделалась бы вторым исправленным изданием своей маменьки”. Именно о матери Лариной Пушкин говорит: “она была одета всегда по моде и к лицу”.

Близость Ольги и Ленского прослеживается и на уровне микрообразов.

Ольга

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила… .

Ленский

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

Ольга

Цвела, как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

Ленский

Он был любим. по крайней мере

Так думал он, и был счастлив.

…………………………………………….. как мотылек,

В весенний впившийся цветок.

Итак, прелесть Татьяны в том, что на ее лице постоянно отражаются малейшие душевные переживания. Исключительность Татьяны в том, что в ней соединяются детская доверчивость, искренность, непосредственность и естественность в проявлении своих чувств и женская верность, преданность, жертвенность и чистота. Кроме этого, одаренность “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Именно эти качества Татьяны Лариной отличают ее от сестры Ольги и Софьи Фамусовой и отчасти сближают с Марией Троекуровой и Наташей Ростовой.

Лев Шестов отмечал: “Победа – нравственная, конечно, – Татьяны над Онегиным есть…символически выраженная победа идеала над действительностью… Посмотрите на творчество Тургенева, сколько бесценных типов душевной красоты создал он, а все его женщины – это уже давно подмечено – имеют свой прототип в Татьяне Пушкина, и подобно ей являются нравственными судьями и светочами в жизни”1.

______________________

Пушкин в русской философской критике. – М., 1990. – С.200, 204.

“И золотой мешок, и метит в генералы”

Проведем еще один эксперимент. Обратимся к комедии “Горе от ума” и постараемся представить, как выглядел полковник Скалозуб, сколько ему лет. Вопрос о возрасте Скалозуба отнюдь не праздный, он позволяет многое прояснить в комедии: в отношениях между героями, в биографии Чацкого.

Завидный жених, богатый и знатный полковник Сергей Сергеич Скалозуб почему-то не находит отклика в душе Софьи. При этом главным препятствием к браку является не возраст жениха, факт для молодой девицы весьма значимый. О возрасте Софья и не упоминает (не потому ли, что он не является весомым аргументом). Иное тревожит невесту – отсутствие у жениха ума. “Куда как мил! и весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду”, – делится Софья с Лизой. Молчалин также не очень разговорчив, он умеет многозначительно молчать и вздыхать, что вполне устраивает героиню.

Итак, Скалозуб, видимо, не очень стар. “Я с восемьсот девятого служу”, – заявляет он. Сколько же лет было Скалозубу в 1809 и сколько ему было в начале 20-х, когда он появился в доме Фамусова?

Служить тогда начинали рано, и Скалозуб не был исключением. В записке “О народном воспитании” А. С. Пушкин писал, что образование дворянина в России “кончается в 16-летнем возрасте воспитанника”, а к 18 годам он полностью переходил на положение самостоятельного человека. Таким образом, в 1809 году Скалозубу около 18 лет, а к моменту появления в доме Фамусова – около 30. Разница в возрасте между 17-летней Софьей и 30-летним Скалозубов для того времени вполне обычная. Вспомним, что Наташе Ростовой было 16, когда она дала согласие на брак с князем Андреем Болконским, которому в 1810 был 31 год.

“В тринадцатом году мы отличились с братом”, – говорит о себе Скалозуб языком военных реляций. Участник Отечественной войны 1812 года, Скалозуб несет на себе печать этого героического времени. Натан Эйдельман пишет: “Молодые командующие 1800-х годов – это не только следствие их титулов, но и знамение времени. Ускоренное выдвижение дворянской молодежи вообще делало тогдашних начальников сравнительно более юными (средний возраст приобретения генеральства, вычисленный по материалам книги В. М. Глинки и А. В. Помарнацкого “Военная галерея 1812 года”, составил 35 лет). Тут, конечно, играли роль частые войны, ускорявшие движения чинов, да и потом еще не был исчерпан петровский молодой порыв, когда 30-летний генерал, посол, 35-40-летний министр – явление обыкновенное.”1.

Ю. М. Лотман приводит ряд известных фамилий, чье служение Отечеству началось в 16-18летнем возрасте 2 . Сам А. С. Грибоедов вступил в армию в чине корнета (подпоручика) в возрасте 17 лет.

_______________________

1 Эйдельман Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX столетия. – М., 1986. С.16.

2 Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб., 1995. – С.399.

Проследим дальнейшую карьеру Скалозуба. “За третье августа засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне – на шею”. В 1813 году Скалозуб получил Орден Анны II степени, крест которого носился на шее. Согласно статуту этого ордена его мог получить офицер в чине не ниже капитана. Далее – майор, потом подполковник и полковник. По словам Фамусова, Скалозуб “давно полковники”. Таким образом, военная карьера Скалозуба успешна, вот только “за полком два года проводили”.

Что дает нам это?

Встретив Платона Михайловича Горича, “друга старого”, приятеля по полку, Чацкий спрашивает: “Ты обер или штаб?”. Обер – обер-офицер – чин ниже майорского (14-9 класс), штаб – штаб-офицер – чин с майорского, включая подполковника и полковника (8-6 класс). Останься Горич на службе, “с храбростью его, с талантом”, он мог стать штаб-офицером, как Скалозуб; не отрекись от мундира Чацкий, “малый с головой”, “с эдаким умом” он бы ненамного отстал от Скалозуба.

Обратите внимание, что Скалозуб чувствует в Чацком военное прошлое и весьма уважительно к нему относится, даже считает, что Чацкий в своем монологе (“А судьи кто?”), из которого Скалозуб понял одно только близкое и родное ему слово “мундир”, искусно коснулся “предубеждения Москвы к любимцам, к гвардии, к гвар-дейским, к гвардион-цам…”.

Возраст Скалозуба позволяет иначе взглянуть и на Фамусова. Отец Софьи заискивает, отверзает поскорее отдушничек едва ли не перед ровесником Чацкого. “Солидность” Скалозуба носит не возрастной, но социальный характер: “Не по летам и чин завидный, не нынче-завтра генерал”. Поразителен контраст: “Кладите шляпу, сденьте шпагу, вот вам софа, раскиньтесь на покой” – это Скалозубу; “Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать, не велика услуга” – это Чацкому.

И последнее. Вспомним оценку Скалозуба Чацким: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!”. “Смысл этих военных жаргонизмов эпохи до 1812 года, – пишет Ю. М. Лотман, – современному читателю остается непонятным. В сознании его вырисовывается образ хрипящего старика. Грибоедовский герой, однако, совсем не соответствует этому образу. Прежде всего он молод. Все три названия Скалозуба (“Хрипун, удавленник, фагот”) говорят о перетянутой талии (ср. слова самого Скалозуба: “И талии так узки”). Затягивание пояса до соперничества с женской талией – отсюда сравнение перетянутого офицера с фаготом – придавало военному моднику вид “удавленника” и оправдывало называние его “хрипуном”. Представление об узкой талии как о важном признаке мужской красоты держалось еще несколько десятилетий”1

__________________________

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб, 1994. С.128-129.

Вспомним и о мазурке. Один из литературных современников Скалозуба, далеко не старик, “легко мазурку танцевал”. Мазурка, в основе которой лежали прыжки, требовала легкости и была под силу только молодому человеку.

Итак, Скалозуб молод, строен и статен, богат и знатен, удачлив в делах службы и готов одержать победу на любовном фронте.

Особое внимание следует обратить внимание на темы, связанные с раскрытием образа автора в произведении, например, “Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной.” или “Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Следует помнить, что образ автора в произведении всегда шире, глубже и многостороннее образа героя, им созданного;

Образ автора в произведении может быть персонифицирован, то есть явлен на страницы романа, повести или рассказа в виде конкретного персонажа (автор в “Евгении Онегине”, странствующий офицер в “Герое нашего времени”) или неперсонифицирован (автор в “Мертвых душах”, “Отцах и детях”, “Преступлении и наказании”, “Войне и мире” и т. д.).

И в том, и в другом случае образ автора в той или иной мере присутствует в тексте. И обращение к конкретной теме, и осмысление идеи, и своеобразие сюжета, и специфика композиции, и разрешение конфликта, и создание системы образов, и выбор жанра, и особенности стиля указывают на присутствие автора. Он может следовать традициям и быть новатором. Кроме этого автор является выразителем определенного литературного течения и направления, носителем исторических, религиозно-философских, общественно-политических и эстетических взглядов.

Следует отметить, что темы, связанные с раскрытием образа автора, значительно сложнее, чем темы, посвященные раскрытию образа того или иного конкретного героя.

Обратите внимание на темы, где предполагается сравнительная характеристика двух и более образов. Такого рода сочинения чаще всего представляют последовательную – одного за другим – характеристику персонажей, что приводит к появлению нескольких мини-сочинений в одном, что является наиболее распространенной ошибкой. При сопоставлении двух или более образов необходима параллельная характеристика, что позволяет выявить сходство и различие между литературными персонажами.

Темы, в формулировки которых входит – прямо или опосредованно – литературоведческое понятие: образ, конфликт, сюжет, композиция и т. д. подчиняются определенной схематизации. Не следует опасаться подобных схем: они могут быть использованы в качестве опорных вопросов, на которые должен ответить пишущий.

Не останавливаясь на темах, связанных с понятием “образ”, обратимся к другим литературоведческим терминам.

Жанр. “Жанр есть определенная целостная форма, устойчивый тип структуры и системы образных средств”1, – считает В. Кожинов.

______________________

Кожинов В. Происхождение романа. – М., 1963. – С.82.

Что делает жанр структурой устойчивой и одновременно узнаваемой. Это

– пространственно-временная организация произведения;

– сюжетно-композиционный уровень;

– образная система;

– речевой строй произведения;

– бытование жанра в контексте творчества писателя, литературного направления эпохи, мировом литературном процессе.

Конфликт

– основной конфликт эпохи;

– стороны конфликта в произведении;

– позиции сторон;

– суть конфликта;

– итоги конфликта.

Естественно, что эта схема, как, впрочем, и всякая другая, не является универсальной, она охватывает социальный, общественный конфликт, но не конфликт внутренний, психологический, тем не менее подобный план-схема окажет Вам определенную помощь при написании ряда сочинений. При этом следует постоянно помнить, что конфликт реализуется в сюжете, композиции, системе образов произведения.

Сюжет

– своеобразие сюжета;

– композиция сюжета;

– функции сюжета: осмысление картины мира, воссоздание конфликта, раскрытие характера героя;

– роль внесюжетных элементов (лирических отступлений) в композиции произведения.

Поясним данную схему. Пишущий сочинение чаще всего пересказывает сюжет, а не исследует, анализирует его.

Обратимся к конкретной теме “Мотив путешествия, странствия в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Ошибка абитуриента заключается в том, что, выделяя ключевые слова “путешествие” и “странствие”, он далее и пишет о странствиях Печорина – от скуки, “по казенной надобности” и о путешествии Чичикова – ради скупки “мертвых душ”, обогащения.

Выше уже говорилось, что неверное раскрытие темы зачастую кроется в неправильном определении ключевого слова. Здесь ключевым словом будет слово “мотив”, и, следовательно, надо писать о том, для чего, с какой целью отправляют авторы вышеназванных произведений в путешествие и странствие своих героев, какое место мотив путешествия, скитания занимает в композиции произведения. Иначе говоря, надо писать не о самом путешествии, а о сюжете путешествия, его своеобразии; не о том, с какой целью путешествует герой, а о том, с какой целью отправляет его – героя – путешествовать автор.

В “Герое нашего времени” этот сюжет помогает М. Ю. Лермонтову раскрыть характер главного героя, показать, по словам писателя, “историю души человеческой”, которая “едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа”.

В “Мертвых душах” этот же сюжет – путешествие главного героя – позволяет Н. В. Гоголю, по его словам, “показать хотя с одного боку всю Русь и вывести множество разнообразных характеров”.

Тема обдумана, определим идею.

В романе “Герой нашего времени” три путешественника: первый – герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, “который до половины был набит путевыми записками о Грузии”, второй – Максим Максимыч, едущий в Ставрополь “с казенными вещами”, третий – Григорий Александрович Печорин, отправляющийся в Персию, а до этого путешествующий по Кавказу. Через путешествие этих трех героев автор решает одну главную задачу – показать сложный противоречивый характер Печорина, “историю души человеческой”. Каждый путешественник выполняет свою функцию.

Так, герой-рассказчик

– показывает нам место, где будут происходить события, связанные с Печориным;

– встречается с Максимом Максимычем и узнает от него историю Печорина и Бэлы;

– знакомится с самим Печориным во Владикавказе и дает психологический портрет главного героя;

– становится обладателем “Журнала Печорина”, который публикует после смерти его автора.

Максим Максимыч

– рассказывает встретившемуся офицеру историю жизни Печорина в крепости и любви к Бэле;

– знакомит героя-рассказчика с Печориным и передает рассказчику его бумаги – около десятка тетрадей.

Печорин

– путешествует по Кавказу не по своей воле, а “с подорожной по казенной надобности”;

– сталкивается с людьми, активно вмешивается в их жизнь, проявляя при этом различные стороны своего недюжинного характера;

– пишет дневник странствий своей души.

Именно странствия Печорина играют особую роль в композиции романа. Следовательно, работу над темой следует начать с вопроса об особенностях композиции романа. В чем она заключается? В нарушении хронологической последовательности событий. Построим такую схему.

Композиция романа

Хронологическая

Последовательность

“Бэла”

“Тамань”

“Максим Максимыч”

“Княжна Мери”

“Предисловие к журналу Печорина”

“Бэла” (начало)

“Тамань”

“Фаталист”

“Княжна Мери”

“Бэла” (окончание)

“Фаталист”

“Максим Максимыч”

“Предисловие к журналу Печорина”

И если композиция романа служит для раскрытия характера героя, то хронологическая последовательность событий многое объясняет в его характере и его поведении 1 .

_______________________

Подробней о хронологической последовательности событий в романе “Герой нашего времени” см. в статье В. Набокова “Предисловие к “Г ерою нашего времени”” и в кн. Ю. М. Лотмана “Учебник по русской литературе для средней школы”.

Обратимся к первой части нашей схемы.

В “Бэле” мы получаем первое, достаточно поверхностное представление о герое, ибо душа Печорина остается закрытой для Максима Максимыча. Поэтому перед нами пока не “история души”, а лишь ее предыстория.

В “Максиме Максимыче” Печорин явлен воочию и становится объектом наблюдения спутника штабс-капитана – героя-рассказчика, который и дает точную психологическую характеристику герою “Бэлы” (не потому ли так быстро уезжает Печорин, что чувствует на себе пристальный, изучающий взгляд незнакомца?).

В “Тамани”, “Княжне Мери”, “Фаталисте” (дневнике самого Печорина) мы получаем полное представление о внутреннем мире героя, который занимается беспощадным и безжалостным препарированием своей собственной души.

Вторая часть нашей схемы позволяет объяснить и понять некоторые поступки Печорина.

Чаще всего вызывает осуждение поведение Печорина в истории с Бэлой (“Бэла”). Стоит, однако, вспомнить, что встрече с Бэлой предшествовали объяснение с Мери и потеря Веры, что Бэла первой призналось в любви Печорину и, привезенная в крепость Азаматом, отказалась вернуться домой, что пребывание Бэлы в крепости стало возможным с молчаливого одобрения ее коменданта – Максима Максимыча, что именно пари, предложенное штабс-капитаном Печорину, ускорило развитие событий (поведение Максима Максимыча в этой сцене вообще нельзя назвать безукоризненным: он, стоя за дверью, подслушивает и подглядывает, то есть следит за условиями выполнения пари).

Мы готовы также осуждать Печорина за холодность и равнодушие по отношению к бедному Максиму Максимычу (“Максим Максимыч”). Однако следует вспомнить, что последний раз герои виделись пять лет тому назад, что с крепостью у Печорина связаны не самые лучшие воспоминания (крепость – место ссылки, тюрьма, Максим Максимыч, каким бы хорошим он ни был, – тюремщик), что Печорина и Максима Максимыча мало что связывает (они люди абсолютно разные), что за прошедшие пять лет в жизни Печорина произошло немало других событий, в жизни Максима Максимыча – ничего значительного (последнее яркое событие – это история Печорина и Бэлы). Все эти обстоятельства позволяют иначе взглянуть на эпизод встречи: о чем будут говорить эти разные люди, что вспоминать?

В этих рассуждениях отсутствует стремление идеализировать героя романа, есть желание осмыслить его поведение и поступки непредвзято. Это становится возможным, когда мы восстанавливаем реальную хронологию событий. Сцепление в романе двух повестей “Бэлы” и “Максима Максимыча” создает иллюзию, что между событиями в крепости и встречей во Владикавказе прошло от нескольких недель до нескольких месяцев, что и дает абитуриентам повод для обвинения Печорина в черствости и эгоизме. И только пятилетний срок многое объясняет. Тем более, время Максима Максимыча и время Печорина – время разное: оно протекает в разных пространствах и разными событиями наполнено. Максим Максимыч скучает в горской крепости – Печорин “скучает” во всей России.

Выше уже говорилось, что задача, которую ставил перед собой автор “Мертвых душ”, иная. “… Какой огромный, оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! все наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы. Словом, вся православная Русь.” – писал Н. В. Гоголь.

Таким образом, через путешествие Чичикова в поисках и покупке “мертвых душ” писатель показал всю Россию, начиная с губернского города NN и его обитателей и кончая столицей Российской империи – Петербургом (“Повесть о капитане Копейкине”).

Но путешествие Чичикова может быть осмыслено несколько иначе –

– как “путешествие в страну мертвых”, связанное с “традициями фольклорно-эпических путешествий на тот свет” 1 ,

– как путешествие в страну “сказочную, чудесную, абсурдную”, обитатели которой – былинные герои, “величественные в своих пороках, привычках, образе жизни, даже внешности” 2 . И здесь уместно вспомнить высказывание В. В. Розанова: “Это уже Русь, вся Русь. Один из лучших немецких критиков заметил, что первые главы “Мертвых душ” совершенно равнозначащи творениям эллинского гения. То самое, что эллины сделали в мраморе, Гоголь сделал в слове: он изваял фигуры до такой степени вечные и универсальные, до такой степени безупречные, как Аполлоны и Зевсы Фидиев и Праксителей”3.

__________________________

Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр) – М., 1968. – С.27.

2 Вайль П. Генис А. Родная речь – М., 1991. – С.99.

3 Розанов В. В. О писательстве и писателях. – М., 1995, С. 338-339.

Вопросы и задания.

Обратитесь к другим “путешествиям” в русской литературе: “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева, “Очарованный странник” Н. С. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Степь” А. П. Чехова, “Чевенгур” А. Платонова. В чем заключается специфика сюжета этих произведений: с какой целью авторы отправляют своих героев в путешествия, странствия, скитания?

При обдумывании темы имейте в виду, что она может иметь несколько направлений. Выбор Вами одного из них следует обязательно оговорить во введении сочинения. Это позволит Вам избежать неоправданных претензий в одностороннем раскрытии темы со стороны проверяющего.

Пусть Вас не вводит в заблуждение простота и хрестоматийность отдельных формулировок. И в таких формулировках можно найти направление, которое сделает Ваше сочинение оригинальным, непохожим на другие работы. Так, тема “В мой жестокий век восславил я свободу” имеет два направления:

– осмысление идеала политической, гражданской свободы в лирике А. С. Пушкина;

– осмысление идеала личной свободы, свободы творца, поэта в лирике А. С. Пушкина 1 .

__________________________

Подробнее об этом см. в статье Б. П Вышеславцева Многообразие свободы в поэзии Пушкина // Выше­славцев Б. П. Этика преображенного эроса. – М., 1994. – С.160-176.

Оптимальным для полного раскрытия темы было бы соединение этих двух направлений, но объем вступительного сочинения не всегда позволяет это сделать, и мы считаем возможным ограничиться одним из них, указав во введении на наличие другого.

Тема “Мысль народная в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”” может быть раскрыта в трех направлениях:

– исследование взглядов писателя на роль личности и роль народных масс в истории;

– исследование образов отдельных представителей народных масс и массовых народных сцен в романе;

– исследование нравственной стороны вопроса: по Толстому критерием нравственности является отношение к народу.

Значительно большее количество направлений дают так называемые

“свободные” темы.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве может иметь такие направления:

– трагедия интеллигенции;

– трагическая судьба крестьянства в период коллективизации;

– трагедия Красной Армии накануне войны;

– трагедия переселенных народов как следствие сталинской национальной политики;

– трагедия человеческой личности в бесчеловечных условиях сталинского режима.

Перечень направлений может быть увеличен, если Вы не будете связывать понятие о тоталитарном государстве исключительно со сталинской эпохой.

В теме, посвященной событиям Великой Отечественной войны, можно выделить такие направления:

– изображение героического и трагического в произведениях о войне;

– своеобразие нравственного выбора в военной прозе;

– осмысление проблемы гуманизма в литературе о войне

– раскрытие эволюции военной темы в современной прозе.

Вы можете вписать Великую Отечественную войну в контекст второй мировой войны, показать роль женщины на войне и в тылу, рассказать о судьбе детей войны, раскрыть трагедию лагерников, рвущихся на фронт, и штрафников, так и не получивших прощения.

Поиск направления в русле заданной темы крайне важен. Выбор направления показывает широту Вашего кругозора, демонстрирует творческий подход к теме, определяет выбор произведений, используемых для раскрытия темы. Сумейте найти интересное направление, это придаст Вашему сочинению неповторимость, выделит его из ряда других.

Вы выбрали тему, обдумали ее и определили идею, то есть ясно и полно сформулировали мысль, которую должны доказать, и “пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и.”

Давайте затратим эту минуту на еще один этап.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Обдумывание темы и определение идеи сочинения