Заметки, собранные под названием “Несвоевременные мысли”, публиковались в газете “Новая жизнь” в 1917-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе “о революции и культуре”. “Несвоевременные мысли” – живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ в русском человеке.
Но Горький видит разрушение культуры революцией, отсюда
Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест писателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции “Грабь награбленное”. “Грабят – изумительно, артистично: нет сомнения, что об этом процессе самоограбления России история будет рассказывать с величайшим пафосом.
Грабят и продают церкви, военные музеи, пушки и винтовки, – грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно расхитить: продается все, что можно продать. В Феодосии солдаты даже людьми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают по 25 рублей за штуку…”
Горький клеймит революционные власти, которым “нет дела до России”, которые производят “жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт над русским народом…”
“Несвоевременные мысли” – опыт национальной самокритики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мораль в смысле ежедневного следования нормам поведения. Он говорит о способности русского человека на подвиг, самопожертвование, которая сочетается с отсутствием “органической брезгливости ко всему грязному и дурному”.
Русская душа готова скорее “к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности высших проявлений духа, чем к морали в обиходе”.
Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества – морали, духа, культуры.
О заметках “Несвоевременные мысли” М. Горького