Чему молилась ты с любовью.
Что как святыню берегла, –
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Ф. Тютчев
Федор Иванович Тютчев во многом лирический поэт. Кроме описания великолепнейших картин природы, его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных любви к женщине, этому прекрасному и возвышенному чувству. На протяжении всего творчества поэт обращается к этой теме, но особым трепетом и нежностью отличаются его стихи, написанные после 1840 года и посвященные Елене Александровне Денисьевой.
Эта “блаженно-роковая”
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас, из двух завидней часть твоя:
Ты любишь искренно и пламенно, а я –
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
И жалкий чародей перед волшебным миром,
Мной, созданный самим, без веры я стою;
И самого себя, краснея, сознаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
Поэт испытывает невольную вину, что не может отвечать возлюбленной такой же страстной и самоотверженной любовью, какую испытывает она к нему. Тютчев был женат, поэтому положение Денисьевой в обществе было двусмысленным. Ей отказали в приемах в тех домах, в которых еще недавно принимали с такой радостью и вниманием. Впоследствии жизнь Елены Александровны складывается неудачно.
А ведь, как писал Георгиевский, “природа одарила ее большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувств и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу…”. Теперь же под влиянием ее ложного положения в обществе начал меняться характер Денисьевой, появилась несдержанность и вспыльчивость, обидчивость и религиозная экзальтация.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей.
Тютчев же по-прежнему не порывает с семьей, служит и занимает довольно заметное общественное положение, пишет стихи, которые впоследствии составят денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим.
Что сердцу нашему милей!
Поражают читателей строки, написанные пятидесятилетним поэтом, но наполненные юной и страстной, возвышенной и самоотверженной любовью:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!..
Пускай скудеет в жилах кровь.
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Елена Александровна болела чахоткой. Ее несчастливая жизнь не способствовала выздоровлению, а наоборот, Денисьева с каждым днем угасала. Поэт видел это и тяжело страдал, но помочь не мог.
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали,
Лил теплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали,
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму…
“О, как все это я любила!”
Поэту суждено было пережить любимую, он говорил, что с ее смертью он утерял интерес к жизни, более того, он воспринимал жизнь без нее как наказание:
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось.
Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось.
Стихи, посвященные Елене Александровне,- это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Страдания и слезы поэта вылились в незабываемый цикл.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
“О ты, последняя любовь!..”