В целом творчество Н. В. Гоголя развивалось в направлении от романтизма к реализму, однако это развитие не было схематичным: романтические и реалистические тенденции тесно взаимодействовали друг с другом на всех этапах его зрелой писательской деятельности.
Первое опубликованное произведение Гоголя – поэма “Ганц Кюхельгартен” – было написано в духе романтизма и носило явно подражательный характер. Но уже во второй своей книге, сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”, созданном на богатом украинском этнографическом
При этом автору удалось избежать идиллически прекраснодушного изображения Украины: в его “Вечерах” предстал беспокойный и конфликтный мир, в котором звучали мотивы отчужденности личности, преступления перед соотечественниками, расторжения человеческих и природных связей.
В следующих двух сборниках повестей, “Миргород” и “Арабески”, центр тяжести художественного изображения был перенесен на мелкопоместную и чиновничью среду, на полную мелких забот и неприятностей повседневную жизнь обывателей, на чреватую катастрофами действительность, перед лицом которой терпят поражение возвышенные грезы, героические порывы и идиллические представления. Романтические темы и конфликты были здесь переведены в реалистическую плоскость, что повлекло за собой перестройку всех уровней поэтики. Одним из высших художественных достижений Гоголя этого периода стала повесть “Шинель”, в которой получила глубокую художественную и гуманистическую разработку тема “маленького человека”, ставшая одной из ведущих в русской литературе.
Новый этап в творческом развитии писателя отметили своим появлением комедии “Ревизор” и “Женитьба”, в которых в полную силу проявился его разоблачительно-сатирический талант и новаторские подходы к построению драматического произведения.
Вершиной гоголевского творчества считается поэма “Мертвые души”, которая представляет собой монументальное панорамное полотно жизни помещичье-чиновнической России. Главный акцент в этом произведении был поставлен на общенациональной стороне действительности, что соответствовало стремлению писателя осветить как “высшие”, так и “низшие” свойства русской души. Вместе с тем, Гоголь достиг здесь масштабных общечеловеческих обобщений, благодаря которым проявилась глубина социального паразитизма, эгоизма, стяжательства, духовного “омертвения” общества, ослепленного собственническими инстинктами.
Сатирически изображая современную ему Россию как “ад”, населенный разнообразными грешниками и нравственными уродами, писатель в то же время в своих лирических отступлениях выразил надежду на воскресение русской души и великое историческое будущее русского народа.
Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы. Непосредственные последователи писателя видели в нем основоположника “натуральной школы”, для которой первенствующее значение имели развиваемые им принципы реалистической поэтики, социальной критики, национальных и социальных обобщений, утверждения гуманистических ценностей.
В целом творчество Н. В. Гоголя развивалось в направлении от романтизма к реализму, однако это развитие не было схематичным: романтические и реалистические тенденции тесно взаимодействовали друг с другом на всех этапах его зрелой писательской деятельности. Первое опубликованное произведение Гоголя – поэма “Ганц Кюхельгартен” – было написано в духе романтизма и носило явно подражательный характер. Но уже во второй своей книге, сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”, созданном на богатом украинском этнографическом материале, проявилось характерное для Гоголя смешение романтических и реалистических красок. Указанный сборник отразил романтическую мечту писателя о красоте, о простой, естественной и свободной жизни никем не угнетаемого, счастливого, преодолевающего любые препятствия человека. При этом автору удалось избежать идиллически прекраснодушного изображения Украины: в его “Вечерах” предстал беспокойный и конфликтный мир, в котором звучали мотивы отчужденности личности, преступления перед соотечественниками, расторжения человеческих и природных связей.
В следующих двух сборниках повестей, “Миргород” и “Арабески”, центр тяжести художественного изображения был перенесен на мелкопоместную и чиновничью среду, на полную мелких забот и неприятностей повседневную жизнь обывателей, на чреватую катастрофами действительность, перед лицом которой терпят поражение возвышенные грезы, героические порывы и идиллические представления. Романтические темы и конфликты были здесь переведены в реалистическую плоскость, что повлекло за собой перестройку всех уровней поэтики. Одним из высших художественных достижений Гоголя этого периода стала повесть “Шинель”, в которой получила глубокую художественную и гуманистическую разработку тема “маленького человека”, ставшая одной из ведущих в русской литературе. Новый этап в творческом развитии писателя отметили своим появлением комедии “Ревизор” и “Женитьба”, в которых в полную силу проявился его разоблачительно-сатирический талант и новаторские подходы к построению драматического произведения. Вершиной гоголевского творчества считается поэма “Мертвые души”, которая представляет собой монументальное панорамное полотно жизни помещичье-чиновнической России.
Главный акцент в этом произведении был поставлен на общенациональной стороне действительности, что соответствовало стремлению писателя осветить как “высшие”, так и “низшие” свойства русской души. Вместе с тем, Гоголь достиг здесь масштабных общечеловеческих обобщений, благодаря которым проявилась глубина социального паразитизма, эгоизма, стяжательства, духовного “омертвения” общества, ослепленного собственническими инстинктами. Сатирически изображая современную ему Россию как “ад”, населенный разнообразными грешниками и нравственными уродами, писатель в то же время в своих лирических отступлениях выразил надежду на воскресение русской души и великое историческое будущее русского народа. Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы.
Непосредственные последователи писателя видели в нем основоположника “натуральной школы”*, для которой первенствующее значение имели развиваемые им принципы реалистической поэтики, социальной критики, национальных и социальных обобщений, утверждения гуманистических ценностей.
О творчестве Н. В. Гоголя