Начало творческого пути Достоевского отмечено влиянием “натуральной школы”, что, в частности, засвидетельствовал первый роман писателя “Бедные люди”, в котором тема “маленького человека” разрабатывалась под углом разоблачительной критики социальных пороков и глубокого сочувствия обездоленным. Эту книгу и ее молодого автора восторженно приветствовал идейный вождь русских писателей-реалистов ХIХ в., литературный критик В. Г. Белинский. Однако последовавшие за “Бедными людьми” повести “Двойник”, “Господин
В первый период творчества, характеризовавшийся также присутствием в его творчестве романтических и сентименталистских тенденций, Достоевский создал образ “мечтателя”, который приобрел значение не только социально-психологического, но и обобщенно-философского типажа русской литературы.
В годы пребывания на каторге писатель пережил коренной мировоз-зренческий переворот, в результате которого он отрекся от революционных политических взглядов и обратился к православию. Общение с осужденными укрепило его представления о неоднозначности и неисчерпаемой многомерности человеческой натуры. Там же, на каторге, сформировался устойчивый интерес Достоевского к теме “преступления и наказания”, определивший одну из сквозных линий его творчества.
Важным фактором дальнейшего развития писательского таланта Достоевского была журналистская деятельность, обострившая его чувствительность к пульсу текущей жизни и образовывавшая публицистическую параллель к его художественной прозе.
Период расцвета творчества писателя длился последние пятнадцать лет его жизни, когда им были созданы романы, признанные подлинными шедеврами мировой литературы: “Преступление и наказание”, в котором исследовалась проблема индивидуалистического бунта, “Идиот”, в котором был явлен идеал “положительно прекрасного человека”, “Бесы”, содержавшие пророческую критику русской революции, “Подросток”, где изображался процесс интеллектуального и нравственного формирования личности, а также “Братья Карамазовы”, где разворачивалась широкая картина современной писателю эпохи, усложненная философской и религиозной символикой.
О творчестве Ф. М. Достоевского