Д. С. Мережковский первым теоретически обосновал появление символизма как нового литературного течения, выступив в 1892-ом году с лекцией “О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе”. Д. С. Мережковский – сложная фигура в литературе “серебряного века”. Его поэзия неотделима от религиозно-философских исканий, которыми он занимался всю жизнь, обретая Бога и новую религию. Влияние философа B. C. Соловьева, писателя Ф. М. Достоевского обусловило тематику поэзии Д. Мережковского: роковое одиночество и раздвоенность
Поэтический сборник “Символы” отличает разнообразие тематики: ориентация на традиции античной культуры и творчество А. С. Пушкина, трагизм повседневного, увлеченность городской тематикой. В этом сборнике Д. Мережковский на несколько лет предвосхитил грядущие изменения в России. Сборник “Символы” – предчувствие будущих перемен:
Мы же лгать обречены: Роковым узлом от века В слабом сердце человека Правда с ложью сплетены.
Третий сборник “Новые стихотворения” динамичнее по содержанию. Теперь поэт не только намечает отдельные темы, но испытывает постоянное ощущение тревоги одиноких пророков, уничтоженных мудрецов:
Мы бесконечно одиноки, Богов покинут жрецы…
Четвертый сборник поэтических произведений Д. Мережковского “Собрание стихов” издан в 1909-ом году. В нем по-новому начинают звучать старые стихотворения, находясь в ином поэтическом окружении. Поэт-символист вновь обращается к Богу, так как только он может дать избавленье от уныния и безнадежности. Все стихотворные произведения сборника пронизаны: желанием веры:
Мы не смеем, не желаем, И не верим, и не знаем, И не любим ничего. Боже, дай нам избавленья,… Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья духа Твоего!
Не приняв большевистского режима, Д. С. Мережковский в 1919-ом году вместе с женой З. Н. Гиппиус покинул Россию, проведя вторую половину жизни во Франции в эмиграции.
О творчестве Д. С. Мережковского