А. И. Солженицын появился в “официальной” советской литературе в эпоху хрущевской “оттепели”, когда на фоне процессов развенчания культа личности Сталина, посмертной реабилитации погибших жертв репрессий, освобождения из тюрем и лагерей сотен тысяч невинных людей и относительной либерализации государственно-общественного устройства началось оживление литературной жизни. Первой ласточкой наступления периода “оттепели” в литературе стало появление на страницах прогрессивного журнала “Новый мир” повести Солженицына
Эта тема получила дальнейшее развитие в романе “В круге первом”, где изображалась жизнь заключенных “шарашки” в подмосковном поселке Марфино, и повести “Раковый корпус”, написанной по следам пребывания автора в Ташкентском онкологическом диспансере. Однако главным произведением писателя стала художественно-документальная книга “Архипелаг ГУЛАГ”, открывшая миру глаза на чудовищные преступления коммунистического тоталитарного режима в СССР. Опираясь на документы, факты, статистику, многочисленные свидетельства очевидцев, Солженицын воссоздал в этой книге полноформатную картину кровавого террора, под разными лозунгами осуществлявшегося в стране с первых дней Октябрьской революции до смерти Сталина.
В полном соответствии с замыслом автора, “Архипелаг ГУЛАГ” стал общим памятником всем замученным и убитым, затравленным и искалеченным жертвам коммунистической диктатуры.
В истории русской литературы А. Солженицын занимает место преемника Л. Толстого, его традиций создания эпических полотен жизни народа, критического анализа социальных процессов и исследования национального характера, его позиции писателя-правдолюбца, неподкупного судьи властей и нравственного наставника общества. Творчество Солженицына вырастало на пересечении его глубокого интереса к российской истории ХХ века и личного жизненного опыта, вынесенного из сталинских тюрем и лагерей. Отсюда – основополагающие в его прозе переплетение автобиографического и документального начал.
О творчестве А. И. Солженицына