“О Русь моя! Жена моя!”

Начало XX века. Искусство тонет в символических невнятных образах, родина живет в картинах и стихах то как туманный идеал, то как изящные картинки прелестного старого времени, изысканных дам и кавалеров, безмятежного и красивого быта. Но время требует перемен, возникает необходимость в иных образах, в чутком, большом таланте, который умом и сердцем откликнется на то, что происходит в России, придет к определенному ответу на “проклятые вопросы”. Таким поэтом стал Александр Блок.

Его эпоха выбрала голосом и совестью.

Девятисотые годы

были временем лирики, временем предчувствий, надежд, тревог. И Блок честно и мужественно обнажил душу поэта, слил свою жизнь с искусством, отдал без оговорок и расчетов себя России. Каждое время выбирало для себя созвучные строки. В тишине читали “Незнакомку”, в катастрофические годы обвала и перемен вслушивались в строки “Двенадцати”.

Сейчас все чаще вспоминают, что родина – это “вечный бой…”. Это Россия.

1905 год. Александр Блок, певец Прекрасной Дамы, пишет: “Хочу действенности, чувствую, что близится опять огонь, что жизнь не ждет… Старое рушится. Никогда не приму Христа… Если б ты узнал лицо русской деревни – оно переворачивает; мне кто-то начинает дарить оружие…”.

Чистое видение прекрасной родины – девы, отроков, зажигающих свечи, уже ушло. Появились мутные, страшноватые образы, кувыркаются болотные чертенята, исчезает погруженность в мечту, над поэтом довлеет мистика повседневности, тревожный, страшный, влекущий мир:

Нет, иду я в путь, никем не званый,

И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Много нас – свободных, юных, статных –

Умирает, не любя…

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Тончайшее чувство своеобразия русской природы, ее печального очарования, избыток синевы неба, вод, их взаимоотражение, голубой отсвет на травах, прозрачность красок повторяются в блоковских стихах: ” в простом окладе синего неба…”, “лик и синее небо одно…”, “и не постигнешь синего ока…”. Грусть разлита в пейзаже и поэзии:

Единый, светлый, немного грустный –

За ним восходит хлебный злак,

На пригорке лежит огород капустный,

И березки и елки бегут в овраг.

И все так близко и так далеко,

Что, стоя рядом, достичь нельзя.

Но как далеко развитие мысли от благостного “псевдорусского” сусального образа “матушки-России”! Какое понимание, что невозможно постичь родину, не слившись с ней, наблюдая ее со стороны, внимательно, но высокомерно:

И не постигнешь синего ока,

Пока не станешь сам, как стезя…

Пока такой же нищий не будешь,

Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг,

Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь,

И не поблекнешь, как мертвый злак.

В 1906 году Блок работал над статьей о русских заговорах и заклинаниях и был потрясен поэзией “потаенной Руси”. “Древние поверия” отзовутся в “Незнакомке”, загадочный, новый лик Руси появляется в стихотворении “Ты и во сне необычайна…”:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Преданья старины, сказка и тайна словно в сонном видении открываются поэту, преподносятся как необычайный дар:

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах…

Русь согревает больную и одинокую душу поэта, но это все та же реальная родина, а не вычурный образ:

Так – я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Все творчество Блока, все его лирическое настроение он сам определил двумя словами: “Чувство родины”. Понять душу народную, понять, где настоящие люди, найти ту точку, где возможна встреча культуры стихийной, древней и книжной, высокой. Стихи куликовского цикла дают удивительную перекличку со знаменитой пушкинской ремаркой из “Бориса Годунова”: “Народ безмолвствует”.

Так же и над станом Дмитрия Донского в канун великой сечи стояла тишина. И только вдовица неутешно плачет, а мать бьется о стремя сына.

Мы сам-друг над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

Родина в стихах Блока – тема выстраданная, не книжная, не надуманная. Это его душа, которая прозревала в Руси Невесту и Жену:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь.

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Накануне грозных событий, накануне тяжких испытаний главное – быть готовым к битве, ежечасно отстаивая родину для себя и в себе. Самое дорогое, что есть у поэта, – родина, за нее идет вечный бой:

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Русь – жена, Русь – нищая, бедная, бесценная. И самый точный, самый вечный образ родины и отношения к ней: сын – мать. Над убогой избушкой кружит век за веком черный ворон, мать тужит над сыном, чье лицо видит Блок встающим за словом Русь:

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней…



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

“О Русь моя! Жена моя!”