О романе “Воскресение” Л. Н. Толстого

Последний роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в развитии искусства XX в.

В основе композиции “Воскресения” лежит последовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлюдова, его обстановки, за всеми предметами его

обихода возникает представление о чужом труде, поставленном господами себе в услужение точно так же, как они поставили себе в услужение самую жизнь, судьбы людей из народа.

Князь Дмитрий Нехлюдов завершает целую галерею образов, созданных Толстым на всем протяжении его творчества. Но теперь толстовский герой полностью отходит от своего общества, постепенно осознавая всю ненормальность, неестественность, жестокость окружающего мира. Встреча с некогда соблазненной им девушкой – Катюшей Масловой – в зале суда пробуждает в нем чувство искреннего раскаяния, стремление загладить свой грех перед нею.

И все дальнейшие действия Нехлюдова, вся его жизнь оказываются соотнесенными с двумя полюсами – народом и миром господ.

Повествование в последнем романе Толстого с самого начала лишено даже оттенка эпического спокойствия. Симпатии и антипатии писателя выражены совершенно четко и открыто. В этом отношении можно говорить о частичном возврате Толстого к повествовательной манере “Войны и мира”.

В “Воскресении” все время слышится суровый и неподкупный голос автора-судьи, обвиняющего не отдельных представителей враждебного общества, но весь мир, построенный на угнетении человеком человека, искалечивший души людей, пытающийся даже изуродовать вечную природу.

Традиционный сюжет исчерпывается уже в первых главах “Воскресения”. Последний роман Толстого построен вовсе не на любовном сюжете. Его содержание определяет общественная, социальная проблематика. Возникает панорамный, обзорный принцип повествования, захватывающий самые разнородные области жизни.

Создается представление о теснейшей взаимосвязи всех изображаемых событий и лиц, которые оказываются ответственными друг перед другом за все, что совершается в мире. Такой повествовательный принцип будет использован и в позднейших произведениях Толстого.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

О романе “Воскресение” Л. Н. Толстого