В прозе начала XXI века происходит эволюция развитой в конце XX века антиутопии к “роману исторического разочарования”. Появляется немало произведений, обращенных к разным периодам истории России, в которых отражается несостоятельность исторических преобразований, а обновление страны предстает как несостоявшийся проект. Как ретроспективные антиутопии могут рассматриваться романы Л. Иванова, “Оправдание” и “Орфография” Д. Быкова, “Журавли и карлики” Л. Юзефовича, “Беглец” А. Кабакова.
Своеобразной национальной
Действие Кыси происходит после Взрыва – точки отсчета антиутопической действительности. Человек в своем развитии отброшен назад, в какое-то средневековое время в русском пространстве. Люди превратились в мутантов – всякий испытывает на себе Последствия.
У одних по всему телу растут петушиные гребешки или уши; у других на руках не по пять пальцев, а по десять, а то и пятнадцать, извивающихся, будто щупальца. Кошки приобрели голые хвосты и длинный нос-хоботок; куры сделались перелетными и несут черные мраморные яйца, которые нельзя есть, но зато можно из них что-то типа самогона делать; черные зайцы живут на деревьях, а главным полезным ископаемым-добываемым является ржавь – нечто пригодное и для изготовления пьянящего напитка и чернил, и для курения, и для покрытия крыши, и для растопки печи, и для окраски ниток. Мутировал не только внешний облик людей и животных. Судя по возрасту Прежних, с момента катастрофы прошло триста лет.
Значит, родилось и умерло несколько поколений. Но мир не развивается, цивилизация так далеко отодвинулась назад, что люди не знают коромысла, колесо только недавно “открыто” благодетелем Федором Кузьмичом, понятия морали перевернуты или находятся на какой-то дообщинной стадии. Конец Истории уже произошел, теперь формируется Постистория или Пред история.
Т. Толстая в “Кыси” демифологизируются национальная идея и национальные святыни, переосмысливается национальная история патриархальной Руси и новейшего времени. В целом роман “Кысь” – это национальная антиутопия.
О романе “Кысь” Толстой Т. Н