Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин. Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени.
Поэзия Есенина – источник глубоких раздумий над многими социально-философскими
Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: “Был в деревне. Все рушится… Конец всему”.
Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами “междоусобного раздора” деревни, “календарный Ленин” вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, “Капитал” вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении “Русь советская”: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Поэма “Анна Онегина”, написанная незадолго до смерти поэта – в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. В центре поэмы – личность автора.
Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала. Личная тема здесь главная. “Эпические” события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре – судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России.
Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени. В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом.
За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы – в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах. Скрытый конфликт благополучного села Радово с бедствующей деревней Криуши, которая “пахала одной сохой”, приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: “…они в топоры, мы тож”.
А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть: В скандале убийством пахнет. И в нашу и в их вину Вдруг кто-то из них как ахнет! – И сразу убил старшину. Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как “выпить в шинке самогонки”. Этот сельский революционер – “драчун, грубиян”, он “с утра по неделям пьян…” Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом: Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ: “Эй вы!
Тараканье отродье! Все к Снегиной! Р-раз и квас Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!” “Тараканье отродье!” – вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца.
Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он “с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет, “не мозоля рук”. Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
Мельник в поэме – это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей.
Мельник олицетворяет русский национальный характер в его “идеальном” варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв. Когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот”, когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого – “счастливой были” – и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, “девушка в белой накидке” исчезли в “прекрасном далеке” юности.
Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением: Скажите, Вам больно, Анна, За ваш хуторской разор? Но как-то печально и странно Она опускала свой взор… Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти.
Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны – империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной. Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, “лелеющей душу гуманностью”, ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя “сколько зарыто в ямах”, сколько “уродов теперь и калек”, мог написать: ..я думаю, Как прекрасна Земля И на ней человек!
О поэме Сергея Есенина “Анна Снегина”