Огонь славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата… Символ вечности – огонь и камень… Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге…
Мамаев курган…
Сколько их, таких известных и не слишком известных памятников на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму является не только железо, мрамор, гранит, но и книги о войне.
Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдатский
Много книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, Б. Васильева, В. Кожевникова, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Распутина и многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полета, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов – всех тех, кто в поту и крови, стиснув зубы, шел долгие версты и дни через войну к Великой Победе.
И мы должны любить и беречь мир ради того, чтобы на нашей планете нигде не оставалось места войне.
Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю свою жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла оставаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага.
Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.
Хотелось бы обратиться к произведениям Бориса Васильева, который очень близок и дорог мне.
Прошла война, прошла страда. Но боль взывает к Людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
Он относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые, на мой взгляд, талантливые его произведения военной тематики – “В списках не значился” и “А зори здесь тихие…”.
Тема человечности, человеколюбия, подвига в произведениях Б. Васильева занимает центральное место. В повести “А зори здесь тихие…” рассказывается о старшине Васкове и подчиненных ему девушках-зенитчицах. Пятерым из них во главе со старшиной поручили задержать вражеских диверсантов. В бою девушки погибают.
Ненависть к врагам помогает Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом. Ведь фашисты переступили законы человеческие и тем самым оказались сами вне всяких законов. Тяжело переживает старшина гибель девушек.
Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: “Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?” И не находит ответа. Болит у Васкова сердце загто, что положил он всех пятерых девчат.
И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, – за прерванные ниточки человеческих родов.
По моему мнению, каждое мгновение на войне – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.
Я бы хотела обратиться и к другому произведению Б. Васильева – “В списках не значился*. Это произведение о том, какой путь зрелости преходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Писатель показывает героизм и внутреннюю красоту советских воинов.
После первых трех дней яростных боев “дни и ночи обороны крепости слились в одну-единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья и постоянного, изнуряющего, не проходящего даже во сне желания пить”.
Когда немцам удалось ворваться в крепость и “разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления”, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. “Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей”.
Подвиг – это не только величие и дух героизма, но и величие нравственности. Безнравственный человек способен на поступок, быть может, равный по силе своего воздействия на окружающих подвигу. Но этот “подвиг” оказывается либо преступлением, либо предательством, либо еще чем-то худшим.
В романе “В списках не значился” Николай Плужников доказал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. Он остается человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщиной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению
К своему врагу. А остаться человеком в условиях войны – это и есть настоящий героизм.
Боль и гордость – эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал. Спасибо писателю.
И вечная слава героям!
НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ