Новый демократический подъем в стране вызывает у Куприна прилив творческих сил, крепнущее намерен и е осуществить давно задуманный замысел – “хватить” по царской армии, этому сосре д оточию тупости, невежества, бесчеловечности. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя – повесть “Поедин о к”, над которой он начал работать весной 1902 года. Работа над “Поединком” протекала с наибольшей интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере революции. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается
Сродни ему во многом и другой купринский герой – герой повести “Поединок” поручик Ромашов. Само название “Поединок” многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою. В отличие от Желткова, который нарисован поверхностно, главный герой “Поединка” раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются черты маленького человека – он неказист внешне, порой даже смешон: “Ромашов вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость”.
В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога – он видит себя “ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды”, представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско. Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль: происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое.
Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: “Брат мой”. В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой.
Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой – женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа – этот образ можно назвать в чем-то открытием А. Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности.
Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности – сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают произведение созвучным современному читателю. В повести “Пое д инок” Купр и н показал ужасающее состояние бесправной солдатской и оп у стивш е йся офице р ской массы.
Но на людей более тонкой душевной организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее впеча т ление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое “не хочу!” должно, по мысли юного подпоручика. уничтожить варварский метод – решать споры между народами силой оружия: “Поло жим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, а н гличанам, японцам… И вот уж е нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”. Автору близко “безрассудное благородство и благородное безмолвие” Ромашова.
Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична. Ромашов – “естественный человек”, он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из его бурных монологов, Куприн демонстративно идеализирует безнадежно платоническое чувство: “… сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в… безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть об щ его.
Влюбиться и всю жизнь, все мысли пос в ятить ей”. Вместо сильной личности п еред нами в окружении жестокого бесчеловечного мира появляется нел е по трогательный со сво е й жаждой “святого” чувства ущемленный ч е ловек. Ромашов понял всю глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то “доказать” окружающим.
Он потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.
Нравственные искания героев повести Куприна “Поединок”