НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”

Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: все блаженны.

А. Радищев

Роман Гончарова “Обломов” писался на стыке двух эпох, двух исторических укладов жизни – патриархального помещичьего и буржуазного. Возможно, первоначально сюжет романа и задумывался как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Но понятия “обломов” и “обломовщина” стали нарицательными. Обломовщина – это апатия,

апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремлений выйти из бездействия. Она существовала в эпоху крепостничества, существует и в наше время, разве что с некоторыми вариациями. Более того, в каждом из нас живет свой обломов, о котором мы порой даже не догадываемся.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов – барин. Живет он на Гороховой улице,

Что говорит о его принадлежности к аристократическому обществу. Мало соответствует, однако, понятию “аристократичность” внутреннее убранство его комнат: “По стенам… лепилась паутина, напитанная пылью, зеркала… могли бы служить… скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”. Хозяин этой квартиры – Обломов – человек не первой молодости – “лет тридцати двух-трех”. В прошлом он пытался служить, но теперь не только отошел от всяких дел, но и не способен к ним вернуться. Илья Ильич целыми днями лежит на диване. Как говорит автор, “лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”. Обломову принадлежит доставшаяся ему в наследство деревня Обломовка, которую обирает управляющий. Сам же Обломов и пальцем не шевелит, чтобы положить этому конец. Ведь для этого надо ехать в Обломовку, а для барина это труд непосильный. Вторая причина в том, что Обломов просто не верит, что его обворовывают, не может этому поверить. У него добрая, чистая душа, которой чужды всякая фальшь, вранье и лицемерие. Не зря Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!”

Постепенно мы начинаем немного по-другому воспринимать Обломова, нас уже не раздражает его беспрерывное лежание. Обломов ленив? Да, но он умен, у него чистая душа и какое-то редкое спокойствие, умиротворение, безмятежность. Он никому не делает ничего дурного, как, впрочем, и хорошего. Обломов совсем нетребователен; ему вполне хватает его уголка и дивана. Пусть вокруг разговаривают, даже спорят, только бы от него не требовали ни разговоров, ни споров. Он любит спать, любит поесть, но не терпит жадности, гостеприимен, но в гости ходить не любит. Он ничего не делает и ничего не желает делать. Его желания проявляются в форме: “а хорошо бы, вот это сделалось”. Но как может сделаться – не знает. Обломов любит мечтать, но его пугает любое соприкосновение мечты с действительностью. Тут он старается свалить дело на кого-то или на “авось”. Причину своей пассивности и апатии Обломов объясняет в разговоре с Захаром: “Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”.

У Обломова и в самом деле было безоблачное детство, в котором и надо искать причины его теперешней лени. Маленький Илюша вырос в дворянской семье. Родители воспитывали его как барчонка, не допускали ни к какой работе. “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги”, – вспоминает Обломов позже. Ребенком Илюша был любознательным, но его всеми силами старались оградить отпадений, от ушибов, от простуды и вообще от жизни. Ему постоянно внушали, что делать ничего не надо, все сделают слуги. Да и как было усомниться в этой истине, если его родители и деды труд считали величайшим наказанием и старались от него избавиться. У Обломовых была своя жизненная философия, которая сводилась к еде и сну. Гончаров очень красочно рисует этот сон, прямо не сон, а какое-то сонное царство, обязательное для всех. Так бесцельно проходят день за днем. По вечерам няня читала Обломову об Илье-Муромце, просидевшем тридцать три года, ничего не делая, о Емеле-дурачке, который только на печи и ездил. Этот образ жизни был заложен в Обломове с детства. Позже он дал ему идеологическое обоснование, согласно которому состояние “отдыха и покоя” вообще является “поэтическим идеалом жизни” и к нему надо стремиться при любых условиях. И все же Обломов не тупая, апатичная натура. Привычка добиваться удовлетворения своих желаний не ценой собственных усилий, а за счет других развила в нем апатию. Обломов, вполне возможно, даровит, но никто об этом не знает, в том числе и он сам. Я думаю, его не надо обвинять, скорее стоит пожалеть. Возможно, получи он такое же воспитание, как Штольц, ему удалось бы многого достичь в жизни. Автор и сам жалеет своего героя. Это можно почувствовать в воспоминаниях о нем Штольца: “А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!” .

Трагедия Обломова в том, что он не умеет и не хочет жить иначе. Его пробовали спасти, пробудить к жизни Штольц и Ольга, но из этого ничего не получилось. Даже любовь Ольги не сумела его возродить к жизни. Сначала, когда Ольга занялась Обломовым только как порученным ее заботам больным, основное значение для нее имело. излечение Обломова. На первый взгляд это лечение дало положительный результат. Обломов вставал в семь утра, перестал валяться на диване, ездил из города на дачу, выполнял поручения Ольги. Но уже тогда Обломов понял, что “и в любви нет покоя”. Потом эта игра превратилась в нечто большее, девушка полюбила Обломова. Здесь надо сказать несколько слов об Ольге. Слушая рассказ Штольца об Обломове, девушка в своем воображении создала определенный идеал, которому должен был соответствовать Обломов и под который она стремилась его подогнать. Да, у Ильи Ильича были душевные качества, которые нравились Ольге, но этого было мало. Когда Ольга полюбила Обломова и поставила его в центр своих интересов, тогда им уже вместе следовало осознать неизбежность брака и подготовиться к нему. Для этого Обломову прежде всего следовало привести в порядок свои имущественные дела. Простыми мечтами тут ничего не сделаешь, нужно работать. Но привычная пассивность оказалась в Обломове сильнее любви. Он стал уклоняться от встреч с Ольгой, объясняя это необходимостью соблюдать приличия. Свое нежелание съездить на дачу он мотивирует невозможностью разлуки с возлюбленной и тем самым обманывает девушку. Ольга прекрасно понимает все это. Она теперь уже не надеется, что Обломов “может еще жить”, она понимает, что он “уже давно умер”. При последней встрече с Ольгой Илья Ильич, по воле автора, сам произносит это роковое слово “обломовщина”. Теперь в него можно вложить и социальный и нравственный смысл. Обломовщина – это порок, который герой не в силах преодолеть. Теперь уже надежды на возрождение нет. Обломов обречен. Последующая его жизнь только подтверждает это. Он поселился в мещанском домике Пшеницыной и живет под властью Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только возвращается к своим прежним привычкам, но и погружается в примитивный мещанский быт. Окружающие люди по-разному к нему относятся. Тарантьев и Мухояров стараются вытащить у него побольше денег, а Пшеницына видит в нем предмет своей заботы. Обломов постепенно физически и духовно угасает.

Несмотря на то что действие в романе происходит в определенный отрезок времени, сам роман надо понимать гораздо шире. Ведь обломовщина – это не только социальный уклад, это образ жизни, который в некоторой степени существует и сегодня.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”