Роман “Мастер и Маргарита” можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам “роман в романе” и оба они объединены одной идеей – поисками нравственной истины и борьбой за нее.
В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая кажется правдоподобной, потому что исторические детали представлены удачно.
Иешуа Га-Ноцри, в воображении Мастера, кажется обыкновенным человеком.
Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые приведут его к смертному приговору. Иешуа боится и боли, и смерти. Но его душев ный мир отмечен гениальностью.
Он имеет мощное влияние на людей. Сборщик податей, наслушавшись его речей, пошел за ним, как верный пес. У Пилата он лишь словами снимает головную боль. Люди в первый момент видят в нем безумца.
Он свободно разговаривает с властным прокуратором. Именно независимость философа становится привлекательным примером для его слушателей. Благодаря ей он открывает истины, скрытые от других, и излагает их в своих проповедях, весьма опасных для властей. . Наибольший интерес вызывает образ Пилата.
Он виноват прежде всего перед собой, перед своим нравственным чувством. Пилату дорога собственная карьера. С определенной точки зрения Пилат даже поступал правильно, он просто дал согласие на казнь преступника – Иешуа Га-Ноцри. Но он предал себя, так как, выбирая между совестью и общественными законами, он выбрал последнее. Пилат наказывается за самый страшный порок – трусость.
Но в конце концов он искупил свою вину. Иуда, в отличие от Пилата, совестью не мучился. Он, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью – у него нет надежды на искупление.
Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” встретил большой читательский интерес в России и за рубежом. Это одно из лучших произведений русской литературы начала XX века.
Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”