Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
“Невыразимое”
История создания.
Начиная с первой элегии Жуковского “Сельское кладбище” (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы направлению – романтизму. В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и
Жанр и композиция.
Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Тем не менее композиционно это произведение является вполне законченным. Начало его представляет собой философский вопрос: “Что наш язык земной пред дивною природой?” Основная часть стихотворения – развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое – живое (“Но льзя ли в мертвое живое передать?”); искусство – природа (“Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?”); слово – создание (“Кто мог создание в словах пересоздать?”); доступное выражению – невыразимое (“…Ненареченному хотим названье дать – и обессилено безмолвствует искусство?”). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: “…И лишь молчание понятно говорит”.
Тематика и проблематика.
Стихотворение может быть отнесено по своей тематике к пейзажной лирике, но никогда природа в стихах Жуковского не существует сама по себе. Как отмечал еще В. Г. Белинский, у Жуковского “романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца”. Пейзаж в данном стихотворении не только глубоко субъективен и лиричен, но несет важнейшую философскую нагрузку. Созерцая красоту природы, поэт пытается проникнуть в тайны мироздания: “…Сие присутствие Создателя в созданье” – вот то главное, что интересует лирического героя стихотворения. Именно с этим связана основная проблема: возможно ли выразить словами ту тайну, ощущение которой смутно рождается при созерцании прекрасной природы:
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката –
Сии столь яркие черты –
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою,
Сие столь смутное, волнующее нас…
Какой для них язык?
Так поэт выходит на основную тему стихотворения, которая связана с размышлениями о поэзии и поэте, его творчестве и взаимоотношении с мирозданием.
Идея и пафос.
Известный литературовед Г. А. Гуковский в книге “Пушкин и русские романтики” так определяет идею стихотворения “Невыразимое”: “Основная мысль стихотворения в том, что объективный мир природы не есть нечто подлинное, а что искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом”1.
1 Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
Действительно, Жуковский не только стал первооткрывателем лирического пейзажа в русской поэзии. Именно он начинает тему “невыразимости” с помощью слов той тайны мира, которую стремится разгадать поэт-романтик. Она получит дальнейшее развитие в русской литературе, и каждый поэт по-своему попытается решить эту проблему. В стихотворении “Невыразимое” Жуковский так определяет задачу поэзии:
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать…
Поэт уверен, что красота природы может быть изображена с помощью слов: “И есть слова для их блестящей красоты”. Но остается неразрешенным главный вопрос: “Невыразимое подвластно ль выраженью?..” Поэт пытается найти подходящие слова, но это возможно лишь тогда, когда он находится в особом состоянии:
Когда душа сметенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена –
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать…
Лирический герой стихотворения утверждает: “Святые таинства, лишь сердце знает вас”. Именно поэту-романтику иногда удается в порыве вдохновения, которое рождается от соприкосновения с прекрасной природой, приоткрыть таинственную завесу над невыразимым: “Едва-едва одну ее черту с усилием поймать удастся вдохновенью…” Вот почему пафос стихотворения возвышенный, романтический. Он соответствует той высокой миссии поэта, которая заявлена в этом стихотворении.
Художественное своеобразие.
Жуковский ищет новый язык, способный выразить “невыразимое”. Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Вот почему многие слова у него утрачивают свое прямое значение. Так, например, эпитет тихий, связанный со словом небо (“сей пламень облаков, по небу тихому летящих”), обозначает чувство лирического героя и утрачивает свое прямое значение – “негромкий”. Зачастую такого рода эмоциональные эпитеты становятся знаками эмоций и чувств, приобретая функцию существительных: “Хотим прекрасное в полете удержать, ненареченному хотим названье дать…”. Ту же функцию несут метафоры и олицетворения-. “Сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов в пожаре пышного заката…”. Именно потому развернутые сравнения часто производят неясное впечатление, их смысл затемнен:
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье)…
Все эти средства художественной выразительности призваны создавать особое музыкальное звучание, как и использование анафоры (строчки, начинающиеся со слова сие, сии, сей, сея). Этому же способствует и несколько замедленный, певучий ритм, насыщенность вопросительными и восклицательными интонациями. Давно замечено, что поэтический язык Жуковского очень музыкален – ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала.
Значение произведения.
Стихотворение “Невыразимое” – программное, оно стало одной из первых развернутых поэтических деклараций Жуковского, в которых определяется его поэтическое кредо. Оно не только насыщено романтической образностью, но и выражает основные черты романтической философии поэта. Вместе с другими произведениями зрелого периода это стихотворение вводило в сознание русских читателей новые образы и символы, создавало язык русской романтической поэзии. Именно в нем со всей отчетливостью была поставлена проблема “невыразимости”, то есть поиска адекватного поэтического языка. “Невыразимое” Жуковского предваряет тютчевское “Silentium”. В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение, а в дальнейшем ее разрабатывали поэты-символисты серебряного века.
“Невыразимое”