“Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Русская литература 1-й половины XIX века

“Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Мне всегда кажется странным вопрос “Любите ли вы читать?”. Странным, потому что отрицательный ответ говорит о человеке многое. Например, то, что человек, не любящий читать, лишен воображения. Этого человека, наверняка, нельзя назвать эрудированным. Да и образованным такого

собеседника вряд ли назовешь.
Каждая встреча с настоящим произведением искусства просветляет и очищает душу, наполняет внутренний мир человека новым содержанием. А если таким произведением является роман русской классической литературы, то настолько мощным оказывается это воздействие, что читатель ощущает его в течение всей последующей жизни. Чтение романа в стихах “Евгений Онегин” произвело на меня сильнейшее впечатление.
Раньше мне казалось, что передать в стихах повествование о жизни героя, его отношении к жизни, о его любви невозможно, для этого предназначена проза. Между тем, А. С. Пушкину удается сделать это блестяще. Более того, автору удалось передать дух эпохи, раскрыть жизнь разных слоев: от высшей аристократии и провинциальных помещиков до крепостных крестьян. Критик В. Г. Белинский даже назвал это произведение “энциклопедией русской жизни”.
Я думал, что хорошо представляю себе, почему Пушкина называют великим русским поэтом, ведь я был знаком с его удивительными сказками, замечательными лирическими стихами и динамичными поэмами. Но после того как я прочитал роман в стихах, мое представление о поэте изменилось. Я осознал, что Пушкин не просто писал стихи и прозаические произведения, но Александр Сергеевич жил поэзией, он “дышал” русской речью. “Легкость” его дыхания позволяет нам называть Пушкина создателем русского литературного языка. Автор “Евгения Онегина” максимально сблизил современную для него речь и тяжеловесный книжный язык, каким жила русская допушкинская поэзия.
Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет. Как мне кажется, это было его самое любимое произведение. Как я уже написал, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего света, и мелкопоместного провинциального дворянства, и крепостных крестьян. На примере отдельных представителей разных слоев перед читателем предстает картина всего русского народа (к народу я отношу не только крестьян, но и дворян, аристократов). В годы создания романа Пушкину пришлось многое пережить, потерять многих друзей, испытать горечь гибели лучших людей России, влюбляться и испытывать разочарование, жениться и стать отцом. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Мысли и чувства автора открывают для нас мировоззрение Пушкина.
Образ автора в романе создают так называемые лирические отступления. Кто же главный герой романа “Евгений Онегин”? Многие считают, что главный герой романа не Онегин, а все-таки сам Пушкин. Большая часть стихотворного произведения представляет собой размышления о самых разных аспектах жизни. И меньшая часть – это изложение сюжета.
Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. О перипетиях в жизни Пушкина как реального исторического лица мы узнаем почти столько же, а может быть и больше, чем и о биографии Евгения Онегина – вымышленного литературного героя. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет: “страстей игру мы знали оба, томила, жизнь обоих нас. В обоих сердца жар угас…”. Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на берегах Невы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин. Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного круга: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них, как выясняется из романа, общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая рассказ о юности Евгения, Александр Сергеевич пишет: “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть”.
Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине Пушкин язвительно замечает: “Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Однако Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией глубоко, называя ее “серьезной страстью”. Онегин, по замечанию автора, не понимает красоты природы, сам же поэт мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин дает эмоциональную и несколько ироничную оценку имения, доставшегося Евгению в наследство: “Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин многие вещи, например, театр. Для Пушкина театр – волшебный край, о котором он мечтал в ссылке. Онегин относится к театру пренебрежительно, как и к другим светским забавам. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило Онегину. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение автора к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Онегин не видит перед собой смысла жизни, великой цели, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину все равно, потому что он ясно видит, что “…и в деревне скука та же”. Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: “но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана”. Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого полюбил в юности, кому остался верен сердцем.
Великое счастье – идти за мыслью автора, разгадывать тайны, спрятанные за строками стихотворного, прозаического или драматургического текста, обнаруживать авторский смысл и соотносить собственные представления о вещах, людях, жизни. Человек, умеющий получать удовольствие при чтении великих произведений, – счастливый человек.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

“Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)