Я лиру посвятил народу своему
Н. А. Некрасов
Тема России и положение русского крестьянства волновали многих писателей и поэтов. Еще Пушкин показал тяжелое положение крестьянства в бесправной и голодной России. Четко изобразил ситуацию в России Лермонтов: “страна рабов, страна господ”.
Некрасов в своей лирике отражает свой взгляд на положение народа в современной ему России. Он осмелился взглянуть в глаза правде и во весь голос заявить о страдании народа, о его безграничном терпении и подлинном благородстве. Дворянин по происхождению,
Недаром образ Музы Некрасов взял не из античной мифологии, к которой обращались многие его предшественники, а из народной жизни. В 1848 году Некрасов пишет стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом…”, где показывает образ своей Музы:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!..”
Муза Некрасова – Муза бедняков, гордая и прекрасная в своем страдании, призывающая к отмщенью. Тот же образ “кнутом иссеченной Музы” повторился потом и в стихотворении “О Муза! я у двери гроба…”, написанном поэтом за несколько дней до смерти.
Горечью и страданием за судьбу народа проникнута вся лирика Некрасова. Где бы ни трудился русский человек, везде его унижали и презирали. Бесправный труд стал нормой жизни. Поэт не может не ужаснуться, видя чудовищные страдания бурлаков на Волге:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, –
И сердце дрогнуло во мне.
Читая эти строки, мы ясно видим все те мучения, которые выпали на долю бурлаков. Они показаны со страшной, неприукрашенной правдой. И эта правда, как тот стон, который “песней зовется”, слышится повсюду, где трудится, страдает и просто влачит свое жалкое существование русский мужик. Те же картины нищеты и бесправия мы видим в селах, где от зари до зари работает на своей полосе крестьянин-труженик. Безотрадны картины деревенской жизни (стихотворения “В деревне”, “Несжатая полоса”). Умер сын-кормилец, и старуха мать вынуждена идти по миру. Надрывает душу тоскливый осенний пейзаж, заброшенная полоса, с которой не в силах убрать урожай изнуренный болезнью пахарь. Русский человек везде бесправный и несчастный. Недаром в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” поэт говорит:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Некрасов не только описывает тяжелое положение народа, но и осуждает его бесконечное терпение. В поэме “Железная дорога” поэт показывает рабский труд крестьян и в то же время подчеркивает их безропотность: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда…
Все претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!
Мужик покорно сносил все унижения и издевательства, никого в своей нужде и бесправии не обвиняя, кроме самого себя:
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за что тебе вечно маяться!
Показывая бесправие народа, Некрасов противопоставлял его паразитической, роскошной жизни богачей и вельмож. Эта мысль отражена в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Стихотворение начинается с описания Петербурга, сцен, ежедневно происходящих “у парадного подъезда”, там, где решаются судьбы просителей. Но высокомерная и корыстная верхушка столицы безразлична к народному горю: “наш не любит оборванной черни”. На фоне нищих, оборванных крестьян выделяется “владелец роскошных палат”, вершитель людских судеб. Некрасов острым сатирическим пером рисует портрет вельможи, проведшего жизнь “в волокитстве, обжорстве, игре”.
Некрасов жалеет крестьян, которые от безысходности пьют, пропивают последнюю копейку в харчевнях. Но поэт не идеализирует мужиков. Его отношение к народу чуждо и сентиментальности. Изображая народную жизнь, Некрасов смотрел “изнутри”, стараясь понять психологию крестьянина, Такие стихотворения, как “Крестьянские дети”, “Похороны”, “Дума”, “Деревенские новости”, правдиво, во всей ее неприглядности, показывают жизнь деревни. Некрасов очень точно рисует безысходный трагизм положения крестьянина, темные стороны его быта и психологии, закоренелое вековое рабство и угнетение. Но у этого приниженного народа уже появляются яркие, сильные личности, настоящие герои. Таковы Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, которые в будущем способны стать настоящими народными вожаками. Поэт восхищается их богатырской силой, трудолюбием, но показывает и отрицательные стороны их жизни. Так, Яким Нагой говорит о себе, что он “до смерти работает, до полусмерти пьет”.
Однако большая часть крестьян сохранила достоинство. Даже Яков Верный, который считался “примерным холопом”, решился на протест, пусть даже и поплатился за это собственной жизнью.
Некрасов верит, что, несмотря на, казалось бы, беспредельное терпение народа, он поднимется на борьбу. Призывом к борьбе служит “Песня Еремушке”, где поэт провозглашает:
Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду,
Глубокой верой в народ, в его творческие силы, в его талантливость наполнено стихотворение “Школьник”. Деревенский паренек, школьник напоминает поэту о славной судьбе Ломоносова. Некрасов верит, что именно из народа придут новые, яркие таланты, которые прославят Россию:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай…
Поэзия Некрасова – поэзия жизни. Ее суровая правдивость сочетается с высоким мастерством и совершенством формы.
НАРОД И РОССИЯ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА