Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия “Недоросль” – идейно-художественная вершина творчества – стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени , персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.
Художественное своеобразие комедии “Недоросль” состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной
До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно” – звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю.
“Недоросль” – пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: “Вот злонравия достойные плоды!” В “Недоросле” Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: “тем и дом держится”. Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.
Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать “несчастные следствия дурного воспитания”. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово “дверь” – прилагательное, потому
что к стене прилагается. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.
Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители – таковы и дети.
Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.
Но плохое воспитание – не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.
Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: “Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу”. Такой смех-ирония – черта национального своеобразия русской комедии.
Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность “сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”.
Н. В. Гоголь в “Недоросле” видит “уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей”. Эта “потрясающая очевидность” в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина “истинно общественными комедиями”, а также увидеть в этом их мировое значение: “подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов”.
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!