Н. Г. Быкова
“Евгений Онегин”
Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
Пушкин работал над этим произведением более восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!”
Стихотворная форма придает
Своеобразный характер придает роману и постоянное участие в нем самого поэта. Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина (“его я свято берегу”), он рассказывает читателям, прерывая ход событий романа, об эпизодах своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений.
Сюжет “Евгения Онегина” хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.
Над причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.
Главное действующее лицо в романе – молодой дворянин Евгений Онегин – показан автором как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. И в то же время читатель узнает, что сам Пушкин подружился с ним, что поэту “нравились его черты”, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки… В ответ на недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого поэт вступается за своего героя, подчеркивая пылкую и неосторожную душу, его ум, его отличие от окружающей его “посредственности” и почти отождествляет его с собой, когда говорит: “Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она”.
Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ более жизненным: Онегин не “положительный герой”, но и не “отрицательный”. В то же время это заставляет читателя самого разбираться в характере героя романа и в оценке его действий.
Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын петербургского барина-чиновника, “наследник всех своих родных”. Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. В Петербурге, а затем и в деревне он вел пустой, бездельный, бессодержательный образ жизни. Да и воспитание, которое получил Онегин, было самое губительное. Поэтому из него вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.
Но на протяжении всего романа обнаруживается сочетание резко отрицательных черт с положительными.
Получив поверхностное образование, Онегин дважды старается расширить и пополнить его. Поэтому, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в университете в Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам на равных.
Онегин и по взглядам, и по требованиям к жизни стоит несравненно выше не только своих деревенских соседей-помещиков, но и представителей петербургского высшего света. Уже в первой главе романа видно, что Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь, которую считали нормальной его светские знакомые.
Однако у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, он решает честно и прямо сказать ей о том, что он не разделяет ее чувств. И во время этой тяжелой для Татьяны исповеди Онегин не мог удержаться от привычного “кокетства” в обращении с женщинами. Он оставляет в душе героини надежду:
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата –
И, может быть, еще нежней.
Почти до конца шестой главы перед читателями предстает образ умного человека, резкого на язык, озлобленного на все эгоиста, разочарованного во всем, скучающего и не способного уже ни к каким сильным чувствам и переживаниям.
Но все меняется после дуэли с Ленским. Только теперь Онегин понимает, что он наделал, к чему привела его невнимательность к людям, забота только о своем собственном спокойствии. Убийство Ленского перевернуло жизнь героя романа. Он только о нем и думает. Он не в состоянии жить в тех местах, где все напоминало ему о страшном преступлении,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день…
Но образ убитого юноши не оставляет его и позже, после возвращения из трехлетнего путешествия по России. Онегин вернулся из путешествия изменившимся: он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающему. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, целиком захватывающие его. Встретившись с Татьяной, уже замужней, богатой, светской дамой, Онегин влюбляется в нее. Его поражают высокие душевные качества этой женщины, когда-то отвергнутой им: ее ум, благородная и спокойная простота ее поведения, ее сдержанность в выражении своих чувств, ее такт и доброжелательность по отношению к окружающим.
Проболев целую зиму, еще не окончательно выздоровевший, едет Онегин к Татьяне и здесь терпит крах своих надежд на личное счастье. Татьяна решительно отвергает его:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
На этом роман заканчивается. Что случилось с главным героем дальше, Пушкин не рассказывает. Белинский в своей статье о “Евгении Онегине” пишет: “Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?”
Образ Татьяны, созданный Пушкиным в “Евгении Онегине”, имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Здесь главной задачей автора было показать тип простой, казалось бы обыкновенной русской девушки, провинциальной “барышни”, лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной.
Пушкин нарочно дает своей героине необычное в тогдашних романах, простонародное имя – Татьяна – и не раз заявляет о своей глубокой симпатии к этой девушке:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью…
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большею частью погруженной в себя, в свои переживания. Любознательная, пытливая, она старается понять все окружающее и свою собственную душу и, не находя ответов на свои запросы у старших – матери, отца, няни, – ищет их в книгах, которым она привыкла верить:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все…
О жизни, о людях она привыкла судить по прочитанным романам. В них же она искала выражение своих собственных переживаний. Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, она приняла его за “восторженного героя” и влюбилась в него, как героиня ее любимых книг. Она решается написать и послать ему свое наивно-трогательное и поэтичное послание. Резкое объяснение является для Татьяны полной неожиданностью. Но она не перестает любить Онегина.
Зайдя во время прогулки в опустелый дом Евгения (после его отъезда из-за убийства Ленского), Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал. В “молчаливом кабинете” Онегина Татьяна знакомится с новой литературой, совершенно ей незнакомой, и она предполагает, что Онегин в своих чувствах и действиях копирует героев этих книг, строит свою жизнь по литературным образцам. Ей все становится безразличным.
… для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж, – расскажет она позже Онегину.
Встретив его после путешествия, она понимает, как сильно и глубоко чувство его к ней и как он жестоко страдает. У нее вырывается признание, что она неосторожно решила вопрос о своем замужестве, определившем окончательно ее судьбу:
А счастье было так возможно,
Так близко! Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я…
Главное свойство Татьяны – высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее чувствами. Это подчинение своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью – все это составляет основное свойство характера Татьяны, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.
Татьяна – женщина с сильной душой. Пушкин знал, видел вокруг себя таких женщин. Таковы были жены декабристов, добровольно отправившиеся за мужьями в Сибирь. Среди них были и такие, которые шли в ссылку не только из любви к мужу, но и из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому им человеку.
Кроме главных действующих лиц, в романе Пушкина живет множество людей, показанных автором то довольно близко и подробно, то очерченных слегка, двумя-тремя словами.
Больше всего рассказано о Ленском, его краткой жизни и грустной судьбе. В его лице Пушкин дал художественное изображение очень распространенного тогда типа юного восторженного романтика. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, “вольнолюбивые мечты”, как называл их Пушкин.
Пушкин говорит о Ленском не с осуждением, а с любовью и глубоким сожалением. Ведь это был не только наивный, пылкий и безрассудный юноша, но и благородный, душевно чистый человек, полный “вольнолюбивых надежд”, жажды труда, знаний, – и притом талантливый поэт. “Друзья мои, вам жаль поэта”, – говорит Пушкин, описывая раннюю гибель Ленского.
Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны не с такой подробностью. Об одних мы знаем побольше: нам известно кое-что из их биографии. Таковы Ольга, отец и мать Ларины, няня Филиппьевна, Зарецкий… Других мы видим в какой-нибудь одной небольшой картине (старая княгиня Алина, дядя Онегина, московские кузины Татьяны, ее муж и т. д.). Для третьих автор ограничивается краткой и меткой характеристикой, или кратким описанием внешности, или просто выразительным эпитетом… Тем или другим способом Пушкин создает всякий раз живой и содержательный образ.
Но в основном Пушкин изображает господ, а не слуг и крестьян. Таков замысел его романа: дать широкую, полную и верную картину дворянского, помещичьего общества его времени.
В романе много картин русской природы, русских городов. Читатель знакомится с чудесными описаниями Петербурга и Москвы. В “Отрывках из путешествия Онегина” описываются Крым, Кавказ, дается поэтическое описание Одессы. Особое место в “Евгении Онегине” занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует осенние, зимние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.
Роман “Евгений Онегин” не пессимистическое произведение. Здесь столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний, поступков. Поэтому светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышлениями автора.
Н. Г. Быкова