“Распалась связь времен”. Первой исполнительнице роли Раневской в Московском Художественном театре О. Л. Книппер-Чеховой принадлежат очень интересные суждения о своей героине: “…у Раневской душа растерялась. Она не понимает, что происходит кругом…
Что делать, как жить? И от этой неразберихи она все время на грани – тут слезы, там смех. По-моему, все дело в том, что она на разломе двух эпох”.
Этот “разлом двух эпох” особенно отчетливо проявляется в мотиве железной дороги, играющем существенную роль в пьесе. Старый
Наступила совершенно новая эпоха, диктующая новое мироощущение, новые порядки, новое отношение к жизни.
Железная дорога властно вторглась в жизнь героев “Вишневого сада”. Гаев настроен благодушно: “Вот железную дорогу построили, и стало удобно: можно позавтракать в городе”. Но именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен.
Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить.
С образом поезда обычно связывается идея времени, пути. Можно добавить, что тут есть и дополнительный смысл – представление о чем-то железном, неумолимом, бессердечном. Герои пьесы вынуждены подчиняться железной дороге, от которой они зависят. Поезд может опоздать, но сами они опоздать на поезд не смеют: он уйдет без них.
И в последнем действии все время слышно: “Уже пора! Сейчас поезд придет!”
Железная дорога перерезала всю прошлую жизнь героев. Неторопливая, размеренная, упорядоченная барская жизнь, где было так уютно, тепло, привычно, ушла навсегда.
Но слова О. Л. Книппер-Чеховой о разломе двух эпох можно воспринимать не только в конкретно-историческом, но и в более обобщенном плане. В этом случае они не могут не напомнить о проблематике трагедии Шекспира “Гамлет”.
Мысль героя трагедии Шекспира о распавшейся “связи времен” была очень близка Чехову. Разорваны традиции, потеряно чувство долга, нарушены незыблемые некогда нравственные устои, гибнет культура. Поэтому в пьесе “Вишневый сад” глубоко закономерным является обращение к мотивам и образам “Гамлета”.
Распалась связь времен – это лейтмотив пьесы Чехова.
Есть и другая линия в пьесе, напоминающая о долге перед прошлым, об ответственности за настоящее. И это тоже связано с шекспировскими традициями. В “Гамлете” герою трагедии является призрак его покойного отца; звучит голос долга, чести, верности.
Интересно отметить, что когда призрак появляется в спальне королевы, то Гамлет его видит, а Гертруда – нет: ведь она забыла своего бывшего супруга, и забыла непростительно быстро, поэтому она недостойна теперь видеть его даже в облике призрака.
Вернемся теперь к пьесе Чехова. В первом действии также возникает тема призрака, только Гамлету привиделся его покойный отец, а Раневской – покойная мать.
Призрак покойной матери является только Раневской. Только она способна уловить в белом деревце что-то напоминавшее ей о невозвратной стране детства, о материнской ласке, о красоте и поэзии. И надо всем нависла угроза гибели, уничтожения. Кажется, образ матери является Любови Андреевне именно для того, чтобы напомнить, предупредить, остановить…
Но тщетно. Железная дорога уже прошла возле вишневого сада.
Мотив железной дороги