Конечно, А. С. Пушкин скорее петербургский писатель, но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город, возникший неестественным путем, “из тьмы лесов, из топи блат”. Другое дело – Москва.
В трагедии “Борис Годунов” Пушкин отождествляет Москву и Россию в целом. Не зря Курбский говорит Самозванцу:
Там ждут тебя сердца твоих людей:
Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава.
Пушкин восхищается Москвой в прекрасных
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Поэт видит живую красоту древней столицы и понимает, что Москва дорога сердцу каждого русского человека:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Москва – “ярмарка невест” – провинциальна, в чем-то патриархальна. Если при описании Петербурга в романе “Евгений Онегин” поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики…
И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец…
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подслушивает “бессвязный пошлый вздор” и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых видит в гостиной Татьяна, “не вспыхнет мысли в целы сутки”.
Пушкин понимает, что после того, как столица государства была перенесена в Петербург, прежнее значение Москвы утрачивается , но поэт называет ее царственной “порфироносной вдовой”. Древний город бесконечно дорог сердцу Пушкина:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва в творчестве А. С. Пушкина