В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце.
Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.
Комедия “Горе от ума” – суровое
Вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова.
“На всех московских есть особый отпечаток”, – говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к “московским”.
Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов – “старинный, верный член” Английского клуба, который “весь свой век пропрыгал на балах”.
Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, – любитель крепостного театра, чей “дом зеленью раскрашен в виде рощи”, но сам он “толст, его артисты тощи”. Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать Детям “учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”.
Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат – не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое “смешение языков: французского с нижегородским”.
Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: “Нет, свет уж нынче не таков”, – но так ли это?
Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.
В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема огромной власти московских дам.
Еще Фамусов отмечает:
А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей.
Платон Михайлович Горич – бывший товарищ Чацкого – попал под каблук своей жены. Княгиня 1угоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов – старая московская барыня Хлестова.
Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром последними словами комедии является его реплика:
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Да, женская власть в Москве сильна.
Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое святое дело.
И, наконец, главные герои.
Софья – типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах.
Скалозуб – типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства. Но его образ не только комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере:
Довольно счастлив я в товарищах моих.
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, Смотришь, перебиты.
Фамусов – олицетворение “века минувшего” во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг “степеней известных” и заботится разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти “на форели”, потому что, как он сам признается:
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, – это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов,
Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, “в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков”, которую он увидел в Москве.
Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии “Горе от ума” москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.
Москва в комедии Грибоедова “Горе от ума”